Недавно в интернете появился фрагмент второго фильма журналиста Леонида Парфенова «Русские евреи» о «самом знаменитом еврее мировой живописи — выходце из Витебска Мойша Хацкелевиче — Марке Захаровиче — Шагале».
В трехминутном эпизоде над современным Витебском летают анимированные петухи, козы и скрипачи Марка Шагала. А сам Парфенов сидит на крыше дома на улице Покровской, где когда-то, возможно, сидел сам художник.
Кстати, чтобы забраться на эту крышу, телеведущему пришлось договариваться напрямую с КГБ РБ.
![Шагал дом](http://aviv.by/wp-content/uploads/2018/05/SHagal-dom-300x165.png)
Леонид Парфенов на крыше дома-музея Марка Шагала в Витебске.
«Хотя крыша совершенно не предназначена для сидения. Это металлочерепица, которая жестко сходится на верхушке, очень неудобно», — признался Парфенов на презентации фильма.
Вот она — крыша Шагала и его деда — отсюда открывается вид на витебский космос. Завороженно смотрит отсюда еврейский мальчишка и вдохновенно играет здесь знаменитый скрипач на крыше. А еще выше — к облакам — поднимает любовный восторг повзрослевшего Шагала и его невесту Беллу.
Между прочим, в фильме есть еще и другие эпизоды, посвященные Витебску. К примеру, возвращения Шагала на родину комиссаром по делам искусств.
«В первую годовщину октября по городу развешано 450 панно и живописных плакатов. На многих подпись — Шагал Витебску. Товарищ комиссар создает художественную школу, устраивает выставки, оформляет спектакли», — рассказывает ведущий.
Дальше Парфенов, как Шагал в восемнадцатом году, оклеивает витебский трамвай наглядной агитацией в честь первой годовщины Октября: «Вот это я понимаю – способ доставки искусства в массы!»
К слову, фильм «Русские евреи» смотрится на одном дыхании, хотя два часа для документального кино — это немало.
![ШАГАЛ2 с под](http://aviv.by/wp-content/uploads/2018/05/SHAGAL2-s-pod-300x169.jpg)
С самого начала и до конца долгой жизни Шагал будет писать Витебск своего детства: улицы, лавки, дворы, жителей, коз и быков.
Однако, работа Парфенова вызвала неоднозначную реакцию публики – кто-то воспринимает идею автора, кто-то с нею не согласен. Но большинство зрителей считает, тандем автора/ведущего Леонида Парфенова и режиссера Сергея Нурмамеда выдержал фирменный стиль студии «Намедни».
Напомним, в Витебске «тяжело открывался» музей Марка Шагала. И только благодаря усилиям витебской общественности, в частности председателя Шагаловского комитета, поэта Давида Симановича, помощи писателей Василя Быкова, Рыгора Бородулина, Андрея Вознесенского, вопрос с открытием музея удалось решить в 1991 году.
Светлана ВАСИЛЬЕВА, «Витебский курьер» (vkurier.by)