Ежегодно в отделения Еврейского агентства в Беларуси обращается множество людей, но кто из них имеет право на репатриацию?
Первый вопрос, который я начал задавать, приехав в Беларусь, касался числа проживающих тут евреев. Глава представительства Сохнута в Беларуси Илана Ломкин рассказала мне, что число зависит от того, у кого спрашивают. Одни утверждают, что 70 тысяч, другие — что «всего» 50 тысяч. Еврейское агентство основывается на исследованиях демографа де Ла Пергула, в соответствии с которым еврейское население Беларуси составляет 35 тысяч человек.
Интересно, что это число остается неизменным, хотя репатриация ни на день не останавливается.
Илана Ломкин объясняет: «В Беларуси живет очень активная община. Например, на праздники в литовскую синагогу протолкнуться невозможно, и меня, как почетного гостя, заводят через черный ход. А там, где активная жизнь, там и новые семьи, дети».
К тому же в Сохнут постоянно обращаются люди, обнаруживающие свои еврейские корни. Посланник ХАБАДа в Минске раввин Шнеур-Залман Дойч вместе с женой Басей живут и работают в Минске почти 15 лет, здесь у них родились 8 детей.
«Приток новых людей постоянно растет. Причем тех, кто и близко не был в нашей базе данных, — говорит раввин. — Приходит такой человек и говорит: «Я думал, у меня только бабушка была еврейка, а мама — уже нет. А сейчас узнал, что, по еврейскому закону, и мама, и даже я — тоже евреи».
К словам мужа присоединяется рабанит Бася, преподающая в еврейском классе, находящемся под руководством ХАБАДа: «Больше половины детей в моем классе видят свое будущее в Израиле».
В лагерях Сохнута, рассказывает Илана Ломкин, есть много детей, чьи родители никогда не принимали участия в мероприятих Сохнута. «Ничего случайного тут нет, — считает Илана. — Беларусь — еврейское место. Здесь у многих еврейские корни. А Минск вообще был еврейским городом: по переписи конца XIX века евреи составляли 50% населения, а перед Второй мировой войной — 40%».
Евреи веками живут в Беларуси, и отношение к ним всегда было положительным. Белорусы во время Катастрофы спасали евреев: прятали, помогали изменить имена и фамилии, принимали в семьи детей, выдавая их за своих. В белорусский язык вошли слова из идиша, и, как рассказывают здесь, любой белорус знает, что такое форшмак и гефилте фиш, а многие белоруски даже умеют их готовить.
Еврейские традиции все еще ощущаются среди местных евреев. Так, в Минске при еврейском населении менее 15 тысяч человек существуют не одна и не две, а четыре общины — две «литовские», хабадская и реформистская. Живут дружно: участвуют в совместных мероприятиях, ходят друг к другу в гости.
В начале февраля 2019 года должен состояться четвертый съезд всех еврейских организаций, который на этот раз организует Сохнут. О том, что кто-то его проигнорирует, нет и речи.
«Отсутствие внутреннего напряжения между еврейскими общинами — очень важный фактор, — говорит Илана. — Да и вообще общая атмосфера в стране спокойная — у людей есть ощущение стабильности, уверенности. Нам это, конечно, помогает. Недавно мы провели три ярмарки в разных городах, скоро начнутся зимние лагеря для детей. Координаторы Сохнута действуют в 5 городах республики, а там, где их нет, мы регулярно устраиваем выездные сессии нашего представительства. Только в Минске в мероприятиях последних четырех месяцев участвовали более 4 тысяч человек».
Главный раввин Иудейского религиозного объединения в Республике Беларусь Мордехай Райхинштейн заявляет: «Процесс возвращения к своим корням действительно идет без остановки. Например, в Гомеле образовалась сильная молодежная община. А все потому, что местный раввин сумел подобрать ключик к ребятам. Есть также активные и крепкие общины в Могилеве, Витебске. У нас в Минске постоянно проходят свадьбы, обрезания, народ посещает уроки Торы. Слава Богу, работы хватает. Так что можно сказать — евреи Беларуси и уезжают, и остаются».
Гродно
Я принял участие в выездной сессии представительства Сохнута в Гродно.
Община здесь небольшая — около 400 человек. На сессию, называющуюся официально «дневной семинар», может прийти каждый, кто интересуется Израилем. В этот раз собравшихся «угостили» рассказами лекторов из Израиля о взаимоотношениях между властью и свободной журналистикой и о том, как в Израиле занимаются детьми с особыми потребностями.
А потом были лекции местных сотрудников Сохнута о программах и проектах Еврейского агентства. Завершился семинар личными консультациями, в ходе которых беседы проходили с глазу на глаз, на них можно было конфиденциально задать деликатные вопросы и получить ответы.
Мне устроили небольшую экскурсию по Гродно. Во время Второй мировой войны город не пострадал, поэтому центр его не обезображен советскими стандартными застройками. Даже синагога, одна из самых больших в Беларуси, сохранилась. Сейчас в ней завершается ремонт и скоро начнет функционировать главный, красивейший зал.
Брест
Из Гродно я отправился в Брест, на следующий семинар. Перед его началом меня повели в Брестскую крепость – «символ героизма и мужества». Макс, волонтер общины, рассказал многое, о чем умалчивала, да и до сих пор умалчивает официальная история. В частности, показал памятную стелу в честь «героически сражавшихся в крепости бойцов 142 батальона войск НКВД», как высечено на ней. В мирное время бойцы этого батальона сопровождали в ГУЛАГ транспорты с арестованными чекистами жителями Бреста. Последний вышел из города вечером 21 июня, следующий должен был, по плану, отправиться через сутки. Но уже в 9 часов утра 22 июня немцы заняли весь Брест и подошли к стенам крепости. Отправить транспорт было невозможно, и чекисты расстреляли всех заключенных, находившихся в тюрьме НКВД. Немцы штурмовали крепость, а под прикрытием ее метровой толщины палачи НКВД убивали невинных.
После этого «героического» сражения доблестные члены органов сняли с себя гимнастерки со знаками отличия и смешались с бойцами пехотной дивизии, вместе с которыми через неделю сдались в плен. Штаб батальона энкавэдисты бросили, поэтому он целиком, вместе со всеми документами и даже знаменем, оказался в руках у немцев. Тем не менее у стены тюрьмы, в которой был произведен злодейский расстрел, до сих пор стоит мраморная стела в честь НКВД.
На дневной семинар Сохнута пришло более 50 человек, и это при общей величине общины около 500 человек. Брест, то есть Брест-Литовск, а в еврейской транскрипции — Бриск, был одним из центров еврейской жизни — и не только Беларуси. Здесь жил и работал великий раввин — Брисский ров, здесь родился и вырос Менахем Бегин.
Почти всех евреев города (несколько десятков тысяч человек) уничтожили немцы, сегодня о них напоминают памятник погибшим, 3 мемориальные доски и бюст Бегина, установленный властями возле хедера, в котором он учился в детстве.
Масса информации о прошлом еврейской общины Бреста находится в местном архиве, который, к счастью, уцелел.
Координатор Сохнута и нынешний глава общины Регина Симоненко занимается исследованиями этого архива, где уже нашла много интересных документов. В частности, донесения шпиков польской полиции о сионистских организациях города, в том числе о деятельности молодого Бегина.
Последняя находка Регины, впервые публикующаяся в этой статье, — схема структуры Еврейского агентства Сохнут на польском языке, его международных контактов и связей с еврейскими организациями Польши. Схема выглядит устрашающе: ее составители, уполномоченные следить за евреями, явно находились под влиянием «Протоколов сионских мудрецов».
Регина говорит, что в архиве находятся тысячи папок, в которых могут обнаружиться самые невероятные документы. Только вот сделать это непросто — архив не отцифрован. Каждую папку, каждое дело надо листать вручную, а для этого нужен специальный человек на зарплате. А денег у общины нет.
Что касается семинаров, то глава Сохнута Ицхак Герцог отметил, что «семинары и встречи с гостями из Израиля, организованные Еврейским агентством и кампанией «Горизонты Израиля», предоставляют участникам уникальную возможность получить информацию об Израиле из первых рук. Нам важно, что лекторы не только говорят на одном языке со слушателями, но и сами были репатриантами, лично прошли процесс абсорбции, что придает их лекциям дополнительный вес».
Дорога в Израиль
Возвращался я прямым рейсом «Белавии» из Минска в Тель-Авив. Возле окна сидела милая девушка. Она почти всю дорогу молчала, глядя в иллюминатор.
Перед посадкой она разволновалась, и у нас завязался разговор. Таня, оказывается, совершала репатриацию. Дома в Бобруйске остались папа, мама, бабушка и кошка. В Израиле ее ждет брат, который приехал несколько лет назад.
— А почему вы решили репатриироваться именно сейчас? — спросил я.
— Репатриироваться я решила давно, еще школьницей. После участия в летних лагерях Сохнута и нескольких семинарах я поняла, что мое место в Израиле. Когда же с помощью Сохнута побывала в Израиле по программе «Таглит», то решила окончательно. Но хотелось получить высшее образование. Сегодня я дипломированная старшая медсестра и репатриируюсь по программе Еврейского агентства для моей специальности. То есть еду прямо в Ашкелон, где буду жить в центре абсорбции Сохнута и учиться в ульпане, затем проходить практику в больнице, а в конце программы сдам экзамен на лицензию для работы медсестрой. Я знаю, что мне предстоит много учиться и сдать нелегкие экзамены. Но я счастлива, что сумела реализовать свою мечту, и уверена — у меня все будет хорошо.
В аэропорту Бен-Гурион при выходе из самолета стояли два сотрудника министерства абсорбции с плакатами «Новые репатрианты». Возле них образовалась небольшая толпа: в самолете, оказывается, вместе в Таней была целая группа будущих граждан Израиля.
Давид ШЕХТЕР, «Вести» (vesty.co.il)