«Авину малкэйну, Отец и Царь наш»… Это название одного из гимнов в литургии, произносимого иудеями от еврейского Нового года (Рош а-Шана) до Дня искупления (Йом Кипура). В нем есть молитвы и милосердие, надежды на счастливый год, просьбы хранить нас от войны, болезней и голода, а также просьбы вписать наши имена в Книгу Жизни, спасения и избавления в Книгу благоденствия и достатка. Есть просьбы об исцелении и прощении грехов, необходимости услышать нашу молитву, просьбы отозваться на нее и проявить милость, даже если у нас нет заслуг, прощая нас и даруя нам избавление.
Каждая из 44 строк этой молитвы обращены как к нашей душе, так и к Всевышнему. Мы обращаемся к ему как к Отцу и как к Царю, даже если у нас нет заслуг или причин получить ответ.
Согласно Талмуду (трактат «Таанит» 25), обращение к «Авину малкэйну» впервые прозвучало от рабби Акивы во II веке нашей эры. Это был год без дождей и стране угрожали засуха и потеря урожая. Рабби Элиезер произнес 24 благословения у ковчега со Свитками Торы. Однако дождь так и не пошел. Рабби Акива произнес: «Отец наш, Царь наш, смилуйся над нами ради великого имени твоего». И дождь пошел.
Мудрецы поначалу посчитали, что, возможно, главное — не слова обращения, а статус самого раввина. Но позже пришли к выводу, что важен не статус, а важна степень раскаяния и искренность обращения к Всевышнему. Так молитвенный гимн «Авину малкэйну» остался в литургии.
Впрочем, на этой же странице Талмуда есть и история о молитве рабби Элиэзера. В засушливый год он провозгласил посты, чтобы через служение одним из них обратиться к Всевышнему, его милосердию, чтобы пошел дождь. История рассказывает о 13-и постах, которые взяла на себя община Израиля, однако после последнего поста дождь так и не пошел. И тут рабби Элиэзер обратился с короткой, но пламенной речью к народу, да так, что все заплакали. После чего пошел дождь.
Эта история учит нас, что искренность произносившего более важна, нежели его статус и слова молитвы.
Вот уже несколько лет я вижу, как наша молодежь в канун Дня Искупления читает молитву «Авину малкэйну». И более пятнадцати лет я наблюдаю, как наши ветераны из еврейской общины, частично потерявшие кто зрение, а кто слух, тоже обращаются к Всевышнему с этой молитвой. Нередко я вижу, как жених и невеста, составляя обещания и клятвы для произнесения под свадебным балдахином-хупой, обращаются к словам из «Авину малкэйну»: «Отец наш и Царь наш, услышь голос наш и смилуйся».
Правда, сегодня у нас беды связаны не только с засухой. Нас беспокоят различные вирусы, политические конфликты, семейные распри, частые депрессии, страхи взять ответственность, принять решение и многое другое. И мы обращаемся к Всевышнему как к Царю за справедливым судом. Но, понимая, что мы можем не устоять и не найти слов искреннего раскаяния, обращаемся к нему как к Отцу.
Пусть же общине Израиля в 5779 году, как и всем, кто обращается к Всевышнему, ожидая его ответа, будут дарованы благословение, мир и надежда на то, что наша искренность и наши молитвы приняты Творцом.
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ в Беларуси, «Народная газета» (sb.by)
Похожие статьи
Оставить комментарий