Наступает 15 швата — Новый год деревьев – Ту би-Шват. По-разному встречают евреи этот праздник. По сути, Ту би-Шват это Рош ха-Шана ла’Иланот. История его такова. Увидев, что Бог даровал праздник Нового года, люди попросили Его, чтобы и им был установлен такой же день. Так как в месяце шват деревья просыпаются после зимней спячки, то именно это время и было избрано. По григорианскому календарю в этом году Ту би-Шват отмечается с вечера 9-го до вечера 10-го февраля.
Начиная с XVI века на специальной трапезе, седере, помимо четырех бокалов вина — белого и красного, что символизирует постепенный переход от зимы к весне, в Ту би-Шват необходимо употреблять фрукты: с кожурой и косточкой, только с косточкой, без кожуры и косточки. Это не обычная фруктовая трапеза, а символы трех существований человека: асия — мира действия, ецира — мира творчества, брия — мира творения. Есть еще и четвертый мир – ацилут. Он наиболее близкий ко Всевышнему, о котором наши знания не совершенны. У этого мира нет плодов. Обычай был предложен кабаллистами, и в течение XVI — XVIII веков стал популярным у большинства еврейских общин.
В праздник Ту би-Шват существует еще один интересный обычай, который появился в 1909 году. Тогда еще не существовало Государства Израиль, но еврейская община на земле Палестины становилась с каждым годом все сильней и больше. Евреи Ближнего Востока решили не только употреблять плоды, но и сажать деревья их приносящие. Традиция появилась в конце XIX века, и ввел ее раввин Зеев Явец из города Зихрон-Яаков.
Кстати, Зеев Явец, один из основателей сионистского национально-религиозного движения, учился у раввинов Брестчины. Может быть, эта идея родилась в Беларуси? Правда, как она могла родиться здесь, где еще зима? И все-таки в Беларуси как раз в холод сажают ели и сосны — те деревья, которые в этот период чаще всего вырубаются для новогодних празднеств. Эта традиция подтверждает мысль: то, что мы берем у природы, мы можем ей вернуть.
Интересно, что в Минске до 20-х годов ХХ века существовал обычай: в коробку для благотворительности бросать монетки, чтобы на них кто-то, а это мог быть любой, кто посещал землю своих предков, посадил бы дерево в Израиле. Таким образом минчане присоединялись к доброму делу.
Кстати, новый год кустарников и трав, согласно мишне Рош ха-Шана, был 1 тишрея. Поэтому не удивительно, что мы говорим 15 Швата только о деревьях, да к тому же приносящих плоды. Ведь уже к празднику Шавуот часть фруктов мы отдавали на Храм или после продажи вносили средства на благотворительность.
Как-то, посетители синагоги Бейт Симха, находящейся в Минске на улице Шорной, обратили внимание на то, что ранее вдоль всей дороги ее украшали деревья — теперь же их нет. Пришлось обратиться к членам нашей общины: вырезать вытинанку, или на идиш – рейзел, на которой были бы деревья и повесить ее на окна. Этим самым мы скрасили обычность, которое преподнесло время.
Главный раввин РООПИ в Беларуси Григорий АБРАМОВИЧ, 4.02.20.
Похожие статьи
Оставить комментарий