![pesah-4-610×305](http://aviv.by/wp-content/uploads/2017/04/pesah-4-610x305.jpg)
Вечером 10 апреля с заходом солнца начинается Песах. Он длится 7 дней в Израиле и 8 – за его пределами. Итак, с 11-го по 17 апреля иудеи отмечают один из главных своих праздников.
В этот период времени верующим евреям запрещено употреблять продукты, с заквашиванием муки из пшеницы, ржи, овса, полбы и ячменя. Это делается в память исхода из египетского рабства, когда они выносили незаквасившийся хлеб — мацу, отправляясь в путь к свободе.
На первый взгляд — все кажется странным. Песах — это праздник и, все, что есть на кухне, нужно нести на стол. Но тысячи лет евреи на Песах, прежде всего, едят мацу — хлеб бедности и свободы.
У праздника есть своя книга «Аггада», которая повествует о египетском рабстве евреев, о радости выхода из него и важности об этом помнить. Основанием для этого служит цитата из книги «Шмот» (глава 13, книга «Исход»): «Это ради того, что сделал со мной Господь при выходе моем из Египта».
В «Аггаде», впрочем, упомянут не один, а четыре сына (и даже есть «Аггада», где вспоминаются и дочери). Это прототипы тех, кто может быть на празднике: умный, нечестивый, простодушный и тот, кто не может спросить. Любой учитель скажет, что не только за пасхальной трапезой, но и чуть ли не в каждом классе можно найти разные типы учеников.
Умный спрашивает о свидетельствах, уставах и законах, которые существуют в традициях. И мы должны ему рассказать обо всем подробно. Мы даем в этом случае сыну или дочери больше знаний. Правда, мы не забываем, что это он еще в чем-то ребенок и напоминаем ему в какой момент и как себя нужно вести на пасхальной трапезе – седере.
Из моей практики раввина нередко тревогу вызывает нечестивый сын. Вопросом нечестивого «Что это за служение у вас?» отвергается основа веры. И мы отвечаем ему фразой из книги «Исход»: «Это ради того, что сделал со мной Господь при выходе моем из Египта». Подчеркиваю — «со мной», а не с тобой. Мы даем ему общий библейский ответ, как и тому, кто еще не задал вопрос. Любопытно, что вопрос, который задает нечестивый сын (дочь) есть и в Торе.
Простодушный спрашивает: «Что это?» И ему дается ответ: нас вывел Всевышний из рабства. Простой вопрос предусматривает простой ответ.
Следующий сын — это тот, кто в принципе не может задать вопрос. Традиция учит нас не стыдить его и все объяснять.
Всевышний, как будто нам намекает, что вопросы воспитания должны учитывать разные способности и темперамент детей.
Песах – это, своего рода, труд. Он символизирует ценности нашей традиции, свободу вероисповедания и важность образования для всех.
Хаг Песах кошер весамеах! ! חג פסח כשר ושמח
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ в Беларуси