Открытый после ремонта стоимостью 100 миллионов долларов Музей еврейского народа в Тель-Авиве «AНУ» («Мы») демонстрирует яркую палитру еврейской культуры с помощью артефактов, произведений искусства и интерактивных дисплеев
Гитара, на которой Леонард Коэн играл на своем последнем концерте в Израиле в 2009 году, характерный кружевной воротник, который носила Рут Бейдер Гинзбург, и свиток Книги Эстер 15 века из Испании — всем этим предметам нашлось место в огромном открытом пространстве недавно открытого после реконструкции музея АНУ.
Музей (ранее носивший название Музей диаспоры, Бейт а-тфуцот), открылся 9 марта на территории Тель-Авивского университета. После реконструкции стоимостью 100 миллионов долларов, его площадь увеличилась в три раза — до 72000 квадратных футов (6690 кв.м.).
Название «AНУ», что на иврите означает «мы», отражает амбициозную попытку представить более 4000 лет истории еврейского народа, заявили представители музея. Музей стремится стать гостеприимным домом для всех евреев и рассчитывает принимать более полумиллиона посетителей в год.
«Это самый большой по площади еврейский музей в мире, — отмечает Дан Тадмор, генеральный директор. — Он иллюстрирует всю историю еврейского народа, и поэтому реконструкция заняла 10 лет».
Музей использует различные типы медиа, артефакты и интерактивные дисплеи. Посетителей музея встречает серия проекционных изображений еврейских семей со всего мира в натуральную величину с аудиоописаниями на шести языках. Портреты евреев и еврейских семей со всего мира в натуральную величину приветствуют посетителей в картинной галерее.
«Музей должен представлять всех, — сказала главный хранитель Орит Шахам-Говер. — Мы хотели, чтобы люди приходили сюда. Чтобы они увидели разнообразные экспонаты и поняли, что эта жизнь принадлежит им». Другая часть экспозиции посвящена еврейским достижениям в искусстве, от художественной литературы на идише до Голливуда. Артефакты включают пишущую машинку Исаака Башевиса Зингера, ноты композитора Ирвинга Берлина и модель инопланетянина, который не является евреем, но был создан режиссером-евреем Стивеном Спилбергом для его фильма. Посетители также могут «готовить» на цифровой выставке еврейской кухни от знаменитых шеф-поваров, делать фаршированные овощи или шакшуку, перемещаться по знаменитым произведениям искусства еврейских художников или читать цитаты с интерактивной выставки книг известных писателей-евреев. Черно-белые офорты израильского иллюстратора Ирмеяху Пинкуса с изображением известных евреев выполнены в духе Эла Гиршфельда, знаменитого карикатуриста, чьи работы украшали раздел «Искусство и досуг» в «New York Times».
Ранее музей, открывшийся в 1978 году, был известен прежде всего своими диорамами и макетами синагог со всего мира. 11 таких моделей входят и в обновленную экспозицию. Рядом с ними расположились различные артефакты со всего мира, такие как джавза — струнный инструмент, на котором когда-то играли братья Аль-Кувейти, иракские музыканты начала 20-го века.
Интерактивная экспозиция позволяет посетителям послушать сефардские песнопения и стихи в исполнении израильских музыкантов, включая Этти Анкри, Барри Сахарова, Йонатана Разеля, Меира Баная и Шая Цабари. Фильмы показывают закончившееся провалом восстание иудеев против Римской империи 2000 лет назад и жизнь в эпоху создания Талмуда. Каждая часть музея соткана вместе с оригинальными произведениями искусства нынешних израильских художников, привнося современный штрих в древние сценарии. Израильский художник-граффити Нир Пелед создал в своей фирменной черно-белой графике портреты Баал Шем Това и Виленского Гаона размером во всю стену. Певица Нета Элькаям поет колыбельные разных эпох. По словам Тадмора, к воссозданию музея была привлечена команда из 50 научных консультантов, кураторов и экспертов, чтобы убедиться, что все гендеры, национальности и конфессии хорошо представлены.
«Мы хотели достучаться до всех, от Ташкента до Сан-Франциско», — сказал Тадмор.
В то время как музей избегает некоторых из более острых политических вопросов, таких как, «кто является евреем», он занимается библейским иудаизмом, всесторонне рассматривая концепции Торы, развитие еврейского календаря и множество оригинальных произведений искусства.
Капитальный ремонт стоимостью 100 миллионов долларов на треть профинансировал фонд «Надав» Леонида Невзлина. Еще 52 миллиона долларов поступили от других благотворителей и фондов из США, а 18 миллионов — от правительства Израиля.
Дочь Невзлина, Ирина, жена министра здравоохранения Израиля Юлия Эдельштейна, является председателем совета директоров музея. Невзлина, которая выросла в Москве и не знала, что она еврейка до 12 лет, сказала, что музей «рассказывает историю для всех». «Нравится нам это или нет, но мы все занимаемся проблемами идентичности, — сказал Невзлина. — Мы хотели рассказать историю о том, откуда мы родом, и гордиться тем, кто мы есть».
stmegi.com, 13.03.21.