Суккот, праздник шалашей, восьмидневный библейский праздник, который начался вечером 23 сентября (15 тишрей).
В течение всех дней праздника мы вспоминаем о шалашах, суккот или кущах, в которых на протяжении сорока лет жили после выхода из египетского рабства израильтяне. Помимо строительства шалаша-сукки, где нам заповедано принимать пищу, существует очень важная заповедь в этот праздник. Это — благословение четырех растений (на иврите — арба’аминим) — этрога, мирты, пальмовой ветви и ивы. Об этой заповеди мы читаем в книге Ваикра или Левит (глава 23), а правила, говорящие как это нужно делать, находим на нескольких страницах Талмуда.
С особым трепетом евреи относятся к выбору этрога (цитрона) — цитрусового плода. Это растение семейства рутовых имеет самые крупные плоды — широкие в основании и сужающиеся кверху. Плод этот желтого или оранжевого цвета с толстой кожурой. На основании плода должен оставаться черенок (окец) веточки, на которой он висел на дереве.
Тора не дает указаний именно на этрог, когда заповедует взять плод красивого (великолепного) дерева (на иврите — при эцхадар). Это дало повод одним исследователям считать, что евреи стали использовать этрог не ранее VI века до нашей эры. Родина этрога считается Индия, и евреи могли не знать об этом плоде раньше. Другие же исследователи утверждают, что этрог был известен и в Египте, и евреи уже выращивали и использовали его в период царя Соломона. А это уже X век до нашей эры.
Еще до исследователей Талмуд дает свое объяснение красивому дереву — эцхадар. В трактате, говорящем о празднике Суккот (трактат 35а), говорится, что слово «эцхадар» можно также прочесть по-другому – эцхиддур. А эцхиддур означает — дерево, нуждающееся в воде. Кстати, Талмуд (трактат Шаббат 109) также рассуждает и о вкусе этрога, который может быть и кислым, и слегка сладким. Немаловажно, что долгий период его экстракт использовали и как благовоние, и как противоядие от змеиного яда, а кожуру плодов — как средство от дизентерии. В средние века лучшие плоды этрога предпочитали привозить с островов, расположенных в Средиземном море между Италией и Грецией, а уже с ХХ века страной поставщиком этрога стал и Израиль.
Еще один сборник Мидраш Ваикра Раба (стр. 40) сравнивает этрог с ученым или праведником: мол, в плодах этрога есть вкус и запах, так и у праведника есть и знания Торы, и добрые дела. Сам этрог может быть найден на дереве в любой сезон. Поэтому подлинный мудрец и праведник должен научиться принимать волю Творца при любых обстоятельствах — и в радости, и в горе.
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ в Беларуси
Похожие статьи
Оставить комментарий