Вместе с Глебом Орловским (витебский архитектор,прим.«Авив») предлагаем поближе рассмотреть одно из самых культовых мест в Задвинье – руины синагоги по улице Революционной.
Удивительно, но, несмотря на то, что бывшая Большая Любавичская синагога была самой старой и самой главной из витебских Любавичских синагог, она не занесена в список историко-культурного наследия.
История синагоги началась в 1882 году. В 1929 она была закрыта и переоборудована под клуб деревообработчиков, а после войны частично разрушенное здание некоторое время использовали в качестве склада.
Сегодня руины бывшей синагоги представляют собой печальное зрелище: стены разрушаются, всюду валяется мусор, пустые бутылки, битый кирпич. А ведь остатки здания еще можно спасти, если их законсервировать.
«Насколько я помню, у директора ВЦСИ Андрея Духовникова была неплохая идея: восстановить полностью коробку здания, стены и перегородки, накрыть его куполом или стеклянной крышей и сделать, например, выставочную галерею. И придумывать ничего не надо: руины под открытым небом, несомненно, заинтересовали бы многих, — рассуждает Глеб Орловский. – Это бы и здание спасло от дальнейшего разрушения, и привлекло бы туристов, тем более что неподалеку находится Дом-музей Марка Шагала».

Проект шагаловского квартала.
Также в 2009 году проект реконструкции шагаловского квартала в Витебске предлагала творческая группа под руководством заслуженного архитектора Леонида Левина. Планировалось восстановить улицу Покровскую в духе начала ХХ века, построить центр современного искусства с выставочным залом и художественной школой, небольшую гостиницу, магазины, сувенирные лавки. Но, к сожалению, проект так и остался проектом».
Какая судьба уготована бывшей синагоге? Пока она пребывает в забвении и привлекает не туристов, а, судя по всему, любителей выпить и сходить по нужде. А ведь даже то, что осталось от бывшего здания, представляет интерес.
«При строительстве синагоги использовался лекальный кирпич нескольких видов, который можно увидеть и сейчас, – комментирует Глеб. – Отмечу, что его использование не предполагало оштукатуривание фасадов, так как сам лекальный кирпич являлся элементом декоративной отделки. В некоторых местах видно, как более поздняя штукатурка отвалилась, а расшивка швов осталась.

Большая Любавичская синагога. Фотопроекция Виктора Борисенкова
Также сохранились крюки-крепления для водосточных труб, как дореволюционного, так и советского времени. А на отдельных кирпичах можно увидеть клеймо и благодаря этому проследить, кто поставлял строительный материал. Например, прошлой весной рядом с синагогой я нашел кирпич с клеймом «Х.Ш.», вероятно, это означает, что он был произведен на паровом кирпичном заводе мещанина Х. Шейкина в Витебске».
Синагогу, особенно в послевоенное время, неоднократно перестраивали и надстраивали. Есть газетная фотография, как культовое здание выглядело, когда его перестроили в клуб, но даже тогда его внешний вид сильно отличался от современного.
На оставшихся руинах можно увидеть как более ранний и более надежный кирпич, так и более поздний, например, с клеймом «ВКСМ». Причем, дореволюционный кирпич сохранился лучше, чем послевоенный, который растрескался от влаги и выветрился.
Глеб обращает внимание, что внутри бывшего здания можно отыскать керамические крепления для проводки:
«Такие крепления встречались довольно часто. Они могли быть разного диаметра, но неизменным оставалось одно – надежная фиксация с помощью саморезов».
До нашего времени сохранились на главном фасаде и декоративные элементы – машикули, которые его украшали.
«Еще здесь был декоративный поясок из лекального кирпича, который шел по периметру всего здания, — комментирует Глеб. – Вероятно, его сбили, когда штукатурили, но кое-где он остался».
Слева и немного сзади от синагоги есть руины небольшого здания. Даже по тому, что осталось, можно понять, что дом был одноэтажным, почти квадратным по форме и имел карниз с дентикулами (зубчиками) с использованием лекального кирпича. А вот какой была кровля, неизвестно.
По словам Глеба, сегодня сложно судить о том, относилось это здание к синагоге или нет. Вполне возможно, что это мог быть, например, дом служителя.
«Вот здесь, вероятно, был вход, – показывает Глеб. – Сохранились закладные элементы для дверей. Также можно увидеть, какой была оригинальная внутренняя штукатурка и первоначальная окраска стен».
Как долго руины здесь простояли, сегодня сказать сложно. По словам Глеба, он обнаружил их три года назад, а вот разрушались они, вероятно, не одно десятилетие.
Саша МАЙ, «Витебский курьер» (vkurier.by)