В эту субботу в синагогах мира раввины обратятся к верующим со словами покаяния и раскаяния. Шаббат Шува — суббота Раскаяния, возвращения к Всевышнему, суббота перед Днем Искупления — Йом Киппур, который наступит вечером 27 сентября (10 Тишрей). Это непростой период, в который нам важно извиниться и принять извинения, у всех, кого мы вольно или невольно могли обидеть. А в сам Йом Киппур обратиться с молитвами и мольбой о прощении к Всевышнему.
Помимо речей раввинов, лидеров общин и педагогов в синагогах и общинных центрах звучит отрывок из книги пророка Хошеа (Осия, глава 14). Название Шаббат Шува и взято из второго стиха этого отрывка – «Шува Исраэль» или «Вернись, Израиль, к Господу». В этой же главе мы читаем о просьбе простить прегрешения, пророчества к исцелению от отступничества, обращение к милосердию Всевышнего.
Пророк Хошеа, проповедует в нелегкие времена — в VIII веке до н.э. В этот же период обращался к народам и пророк Йона, чью книгу мы читаем на Йом Кипур. Хошеа призывает народ к покаянию, судя по всему, всеми возможными способами. Он даже дал имена своим дочерям, слыша которые, народ задумывался о раскаянии. И можно подумать, что если вот уже более двух с половиной тысяч лет мы читаем его пророчества, то лучше уже и не скажешь.
Но в обычае Шаббат Шувы читать не только слова пророка Хошеа, но и обращаться к пророку Михе. Миха (Михей), как и Хошеа, пророчествовал в VIII веке до н.э. Он также говорил о милосердии и прощении Всевышнего и необходимости раскаяния для народа Израиля. А если обратиться к еще одному обычаю, то принято было читать и из пророка Йоэля. И, как мы видим, в отличие от других шаббатов в году, в Шаббат Шува мы можем читать строки трех пророков. «Кто мудр, тот поймет это, кто разумен, тому известно», — говорит пророк Хошеа.
Если обратиться к истории еврейской литургии, то мы узнаем, что ранее был выбор относительно года и чтения из Свитка Торы. Но есть и другое важное обстоятельство, разъясненное в ХХ веке раввином Гюнтером Плаутом, чье 10-летнее издание на русском языке мы празднуем в этом еврейском году. Как до этого, так и в сам период пророчеств Хошеа и Михи был раскол на Израильское и Иудейское царство. Даже произнося тождественные вещи, они говорили их в разных царствах. Раскол привел впоследствии к потере десяти колен Израиля. И, возможно, чтение из двух пророков в Шаббат Шува — это наш шаг не только к раскаянию, но и к осознанию сложных этапов нашей веры и истории. Особенно сегодня в период коронавируса и протестов, важны этапы того, что же нас поддерживает и не разъединяет.
Наши чтения, как и наша литургия, пришли к нам не только с благословенных, но и со сложных времен. И пусть будет даровано нам пророчество — «Не посрамится народ более вовеки» (Йоэль, глава 2). И пусть это знание станет нам и уроком, и благословением на мир, здоровье и удачу в 5781 году!
Шаббат Шалом и Гмар Хатима Това!
Главный раввин РООПИ в Беларуси Григорий АБРАМОВИЧ
Похожие статьи
Оставить комментарий