В Национальном художественном музее готовятся распаковать больше сотни живописных шедевров величайших русских, белорусских и западноевропейских художников XIX — XX веков. 5 октября временную прописку (до февраля следующего года) в музейных стенах получат подлинники Айвазовского, Васнецова, Левитана, Саврасова, Репина, братьев Маковских, наших соотечественников — Сутина, Пэна, Кикоина, Бакста, а также других, не менее заметных и самобытных живописцев прошлых лет. Творчество западноевропейских авторов, например, Камиля Коро, Моисея Кислинга и Жоржа Руо также будет доступно — им посвятят один из пяти залов. Все экспонаты — из частного собрания московского коллекционера Александра Володчинского. Хранить свое сокровище дома, подальше от любопытных глаз, владелец богатейшей коллекции русского искусства XIX — XX вв. отказывается категорически. В прошлом году творения из запасов Володчинского принимал московский Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Экспозиция, говорят в художественных кругах, имела огромный успех. Теперь настала очередь Минска. Выставку в крупнейшей живописной сокровищнице страны Александр Наумович, по его признанию, посвящает родителям и всем белорусам:
— Беларусь считаю своей родиной, хотя родился я в Куйбышеве (нынешняя Самара). Родители вернулись в Минск, когда мне было всего 6 месяцев. Это было страшное и голодное послевоенное время… Жизни большей части семьи унесла война. Остальные только чудом смогли выжить и уцелеть. В Минске прошли мои детство, юность, годы становления. И хотя уже больше 30 лет я живу в Москве, всегда с гордостью подчеркиваю: я из Беларуси! Выставку в Национальном художественном музее хочу посвятить своим родителям, которых уже давно нет в живых. Мама похоронена на Московском кладбище, папа — на Северном. Они прожили сложную, полную лишений жизнь, много и тяжело работали, ничего хорошего не видели. А я был хулиганом, приносил им много огорчений… Этой экспозицией хочется выразить им и родному Минску свою признательность, поблагодарить за то, что воспитали меня таким, какой я есть, помогли стать на ноги, состояться в жизни. Я с большим удовольствием и волнением представлю здесь свою коллекцию. Если людям она понравится, буду считать, что прожил эту жизнь не зря.
Володчинский вспоминает: его любовь к изобразительному искусству началась… с музыки.
— Музыкальную литературу в училище нам преподавала замечательный педагог, которая на уроках говорила не только о музыке Листа, Берлиоза, но и о культуре и искусстве в целом и живописи в частности. Она так заинтересовала и увлекла меня своим рассказами, что я побежал в книжный магазин и купил две книги: альбом Александра Бенуа с обложкой, на которой был изображен эскиз декорации к балету «Петрушка», и иллюстрированный каталог работ Камиля Коро.
Тогда будущему коллекционеру было всего восемнадцать. И тогда же он пообещал себе: если когда-нибудь появится возможность, непременно приобретет эти шедевры в свою коллекцию. Спустя годы Володчинский осуществил свою юношескую мечту: теперь в его собрании есть и Коро, и тот самый эскиз к «Петрушке»:
— Чуть позже я увлекся «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. И однажды, когда я покупал на Sotheby’s одну из работ Хаима Сутина, случайно увидел на этом же аукционе портрет Тамары Карсавиной кисти Жоржа Руо. В 1929 году он оформлял балет «Блудный сын» Сергея Прокофьева, в котором танцевали Карсавина и Лифарь. Я не удержался и также приобрел эту работу. Обязательно представлю ее на выставке в Минске.
Александр Наумович признается, что всегда выбирает для коллекции картины, которые ему по душе. В юные годы увлекался авангардом и импрессионизмом, чуть позже переключился на реалистов. Начал с русской классики XIX века — одной из ранних и наиболее важных для него покупок стала работа Владимира Маковского:
— Я стал постарше, и на меня нахлынули воспоминания детства. Мы с родителями жили в маленьком деревянном домике, совсем плохоньком, с удобствами на улице. Видел на картинах эти хатки — и вспоминал детство, маму, родной Минск. Поэтому работы Владимира Маковского — одного из лучших, на мой взгляд, мастеров жанровых сцен — особенно близки и дороги моему сердцу. Мне всегда было важно, чтобы картина нравилась. Поэтому, приобретая ту или иную работу, мне было все равно, написана она в стиле импрессионизма, авангардизма или классицизма. Это не эклектичное собрание. Это — моя жизнь, взгляды, отношение. Каждая работа из коллекции — моя личная история.
Сегодня собрание Володчинского насчитывает свыше трех сотен работ самых разных жанров: есть натюрморты, портреты, пейзажи:
— Чувство собирательства живет во мне уже много лет. Отвратительное, кстати, качество. Ты целиком и полностью зависишь от любимого увлечения. Я могу куда-то не пойти, что-то не сделать, но если дело касается пополнения коллекции, отложу все дела и полечу хоть на край света. Сегодня моя жизнь — это мои дети и мое собрание. И они, на мой взгляд, прекрасно дополняют друг друга.
Юлиана ЛЕОНОВИЧ, sb.by