В этом году Песах начнется с закатом солнца 8 апреля и продлится до вечера 16 Апреля.
Во многих семьях пройдут седеры — вечерняя трапеза с рассказом о исходе еврейского народа из египетского рабства. Именно этот факт является основой праздника свободы и весны Песах.
Увы, не все в условиях пандемии услышат в общинных центрах и синагогах агаду – повествование об исходе. Однако седеры on line, наставления руководителей организаций и общин, раввинов и волонтеров позволят продолжить традицию Песаха, которая существует тысячелетия. И многие вековые условности праздника, как маца — хлеб нашей свободы, марор (горькая зелень) — горечь рабства, четыре бокала в память об обещаниях Всевышнего народу Израиля и 4 пасхальных детских вопросов остаются неизменными.
Но в этом году у всех, кто планирует пасхальную трапезу дома или седер on line, намного больше вопросов. И каждый спрашивает: наше положение на сегодня — самоизоляция, карантин, и другие виды борьбы с вирусом – не рабство ли это?
Мы читаем в Талмуде (трактат Псахим 116) о том, что мудрецы Рав и Шмуэль имели разные мнения по поводу начальных слов агады. Мудрец Шмуэль утверждал, что мы должны читать историю об исходе со слов: «Рабами были мы у Фараона в Египте, но вывел нас оттуда Всевышний». А Рав учил, что начинать рассказ нужно со слов: «С начала идолам поклонялись отцы наши, но приблизил нас Всевышний для служения Ему». Иными словами, один делал акцент на важности избавления от физического, а другой от духовного рабства.
Имея разные мнения о природе рабства, Шмуэль и Рав проводили свои седеры. И столкнувшись с коронавирусом, не только как с физической болезнью, но и с психологической сложностью волнений и страха – надо помнить, что это урок для нас. Необходимо продолжать жить, верить, любить, надеяться, мечтать, и двигаться к свободе, не только выходя из квартиры, но и из мира наших переживаний, думая о здоровье ближнего и о путях развития экономики.
По традиции, во время проведения пасхального седера взрослые делят среднюю мацу на две части, заворачивают в салфетку больший кусочек (афикоман) и прячут его. Это делается для детей: нашедшие его, в конце вечера могут получить приз, а заодно и дождаться вместе со взрослыми окончании трапезы.
Сегодня мы, возможно, утаили общение в семье, пасхальную трапезу в ее кругу – мы предпочитаем большие общинные мероприятия. Но время возвращает нас вспять. Мы прячем заботу о своем здоровье, понимание общей беды на планете, взаимовыручку стран и континентов, готовность решать проблему и отводить беду. Давайте же отыщем, как до праздника Песах хамец — любое мучное блюдо, в том числе хлеб, при приготовлении которого в тесте произошел процесс брожения, чтобы наш дом был чист от этого. А потом найдем афикоман, ту радость семейного общения, ценность здоровья и значение всех, кто поддерживает наш комфорт и экономику.
Пусть наша традиционная фраза «В следующем году в Иерусалиме» звучит как ВСКОРЕ В ЭТОМ ГОДУ — БЕЗ ВИРУСА, ТРЕВОГ, В ЗАБОТЕ ДРУГ О ДРУГЕ.
Хаг Песах Кашер веСамеах!
Кашерного и Счастливого всем нам праздника Песах!
Главный раввин РООПИ в Республике Беларусь Григорий АБРАМОВИЧ
Похожие статьи
Оставить комментарий