* * *
Итальянский актер и режиссер театра и кино Витторио Гассман родился в пригороде Генуи в 1922 году. Его отец — немецкий инженер Генрих Гассманн, мать — пизанка Луиза Амброн, еврейка по национальности.
Гассман окончил классический лицей, а затем — Национальную Академию драматического искусства. Он дебютировал на театральной сцене в Милане в1943 году, в кино — в 1945-м.
Для отечественного зрителя Витторио Гассман ассоциируется, прежде всего, с фильмом Дино Ризи «Именем итальянского народа» (в советском прокате — «Полмиллиарда за алиби»), с премированным на IX МКФ в Москве лирическим кинороманом Этторе Скола «Мы так любили друг друга» и с лучшим фильмом Валерио Дзурлини, кафкианской притчей «Татарская пустыня». Фильм бельгийского режиссера Андре Дельво «Бенвенута», хотя и был в советском прокате, но не слишком запомнился нашим зрителям. Не очень известна у нас и экранизация «Войны и мира» Толстого, выполненная Кингом Видором, в которой Гассман сыграл Анатоля Курагина.
Наиболее известные фильмы, в которых снимался Витторио Гассман: «Рапсодия», «Запах женщины», «Прошу не беспокоиться», «Квинтет», «Терраса», «Горький рис» и др. Всего таких кинокартин больше 40.
Славу на театральных подмостках принесли Гассману роли в постановках Лукино Висконти «Гамлет» и «Табачная дорога» (по пьесе Джека Киркланда). Гассман сыграл роль Джакомо Казановы в мелодраме Р. Фреда «Таинственный кавалер».
В 1952 году Витторио Гассман возглавил созданный им «Театр итальянского искусства».
На Международном кинофестивале в Венеции в 1996 году Витторио Гассману был присужден почетный «Золотой Лев» за творческую деятельность в кино.
Умер Витторио Гассман в Риме в 2000 году.
* * *
Американский физик-теоретик Рой Джей Глаубер родился в 1925 году в Нью-Йорке. Он происходит из еврейской семьи с корнями в Австро-Венгерской империи и Пруссии (со стороны отца) и России (со стороны матери).
С отроческих лет Глаубер отличался незаурядными способностями и интересом к физике. После окончания Научной школы в Бронксе для одаренных детей поступил в Гарвардский университет. В 18-летнем возрасте был привлечен к участию в Манхэттенском проекте по разработке ядерного оружия, и в течение полутора лет работал в Лос-Аламосской национальной лаборатории над проблемой диффузии нейтронов. Затем продолжил обучение в Гарвардском университете.
Глаубер считается родоначальником квантовой оптики. Он обнародовал разработанный им метод квантования электромагнитного поля для расчета структуры светового поля. Методы квантовой оптики позволяют исследовать тонкие детали межмолекулярных взаимодействий по изменению показаний фотоприемников при рассеянии света в среде. Работы Глаубера по квантовой теории оптической когерентности позволили устранить существовавшее противоречие между свойствами света, исходившего из тепловых источников, и лазерного (когерентного) излучения. Ввел понятие «сжатый свет». Также занимался столкновениями высокоэнергетических частиц и адронов.
Глаубер удостоен многих наград, в том числе премии Макса Борна, премии Гумбольта, премии Дэнни Хайнемана в области математической физики и др.
В 2005 году Рой Глаубер награжден Нобелевской премией по физике «за вклад в квантовую теорию оптической когерентности».
Скончался Рой Глаубер в 2018 году в Ньютоне (США).
* * *
В 1950 году в селе Курумоч Куйбышевской области в еврейской семье родился российский государственный деятель, три года бывший председателем правительства Российской Федерации, Михаил Ефимович Фрадков. Его отец — еврей, но не Герой Советского Союза Ефим Борисович, как утверждали некоторые СМИ, мать — русская.
По окончании Московского станкостроительного института и Академии внешней торговли он с конца 1970-х годов начал уверенно шагать по лестнице ответственных должностей в системе внешней торговли, в 1992 году стал заместителем министра внешнеэкономических связей, а в 1997-м — министром внешнеэкономических связей и торговли.
В 2004 году Путин, перед тем как вторично занять президентское кресло, отправил в отставку главу правительства Михаила Касьянова и на его место неожиданно назначил Михаила Фрадкова. Занимая этот высокий пост, Фрадков выполнял технические функции, находясь в тени Путина. На телеэкранах гораздо чаще появлялись вице-премьеры Дмитрий Медведев и Сергей Иванов, курировавшие национальные проекты. А в сентябре 2007 года Фрадков безропотно уступил премьерское кресло Виктору Зубкову и, опять-таки неожиданно, возглавил Службу внешней разведки РФ.
Интересно, что в молодости, учась в институте, где он проявлял себя как комсомольский активист, Михаил Ефимович рассматривался как кандидат на прохождение службы в органах госбезопасности. Но он не прошел отбор в Первое главное управление, которое занималось внешней разведкой, из-за своего еврейского происхождения. И вот спустя полвека он становится главным разведчиком страны.
На этом посту он, по мнению аналитиков, продолжил курс своего предшественника на превращение СВР в структуру, не играющую самостоятельной роли во внутриполитическом раскладе и дающую наверх только ту информацию, которая устраивает администрацию президента. Кроме того, он провел кадровую чистку, избавившись от ряда опытных профессионалов. Вместе с тем резко упал уровень приходящего в систему молодого пополнения.
* * *
1 сентября 1887 года американский изобретатель Эмиль Берлинер запатентовал новое записывающее и воспроизводящее звук устройство — граммофон.
Эмиль родился в 1851 году в еврейской семье в Ганновере, но в 19-летнем возрасте переехал в США, где увлекся экспериментами с электричеством в области телефонии и вскоре получил патент на угольный микрофон и на применение в телефонии принципа неплотных контактов индукционной катушки. Компания «Bell Telefon» приобрела патент и пригласила Берлинера на работу главным специалистом по телефонной технике. А 10 лет спустя он сделал свое главное изобретение, прославившее и обогатившее его.
Граммофон был похож на фонограф, но существенно отличался от него. Берлинер открыл способ поперечной записи: игла, находясь параллельно мембране, двигалась вдоль поверхности, тем самым прочерчивая на диске звуковые дорожки. Основное преимущество граммофона перед фонографом — уменьшение искажений в десятки раз, а также более громкий звук. Вкупе с легкостью тиражирования записей это обеспечило быструю победу над фонографом.
В течение нескольких лет Эмиль Берлинер совершенствовал свой аппарат. Годы трудоемкой работы подвели изобретателя к созданию граммофонной пластинки, которая стала первым тиражируемым носителем звука.
Существует легенда о том, что материал для изготовления пластинки изобретатель нашел в магазине пуговиц. Берлинер спросил, из какого материала изготовлена одна из понравившихся ему пуговиц. Оказалось, из шеллака — затвердевшей смолы органического происхождения. Шеллак был дешевым материалом и позволял изготавливать пластинки в больших количествах.
По-настоящему популярным граммофон стал в 1902 году, когда знаменитый итальянский тенор Энрико Карузо записал десять песен на граммофонную пластинку. Меломаны были в восторге, многие говорили, что при прослушивании пластинки создается впечатление, будто Карузо поет за стенкой. Мир охватила граммофономания. Всем хотелось иметь у себя этот чудодейственный прибор, пластинки разлетались по всему свету. Значение граммофона в истории развития музыкальной звукозаписи бесспорно. Этот аппарат положил начало музыкальной индустрии.
* * *
Использованы сайты: eleven.co.il, ru.wikipedia.org, isrageo.com, cyclowiki.org
Похожие статьи
Оставить комментарий