* * *
Советский писатель и драматург Александр Александрович Крон (настоящая фамилия Крейн) родился в 1909 году в Москве в семье композитора Александра Абрамовича Крейна.
В 1930 году Крон окончил филологическое отделение историко-филологического факультета МГУ. Еще в студенческие годы за 20 дней он написал пьесу «Винтовка № 492116», которая была с успехом поставлена в Ленинграде.
Александр Крон в годы Великой Отечественной войны был инструктором политотдела, редактором многотиражки бригады подводных лодок, инструктором и военным корреспондентом политуправления Балтийского флота. После войны преподавал в Литературном институте.
Крон – автор восьми пьес и двух романов, им написаны очерки и популярная повесть «Капитан дальнего плавания».
Умер Александр Крон в 1983 году в Москве.
* * *
Израильская поэтесса и композитор Наоми Шемер родилась в 1930 году (кибуц Квуцат Кинерет, подмандатная Палестина). Родители Наоми, Меир и Ривка Сапир — выходцы из Вильно.
Когда Наоми подросла, она стала брать уроки музыки в Хайфе. Потом окончила Иерусалимскую музыкальную академию. Наоми сама была автором стихов и музыки своих песен, иногда вдохновляясь музыкой и песнями разных стран, из которых евреи возвращались в возрождавшийся Израиль. Ее наиболее известная песня — «Йерушалаим шель захав» («Золотой Иерусалим»). Пластинка с песней разошлась тиражом 300 тысяч экземпляров, что является рекордом продаж грампластинок за всю историю Израиля.
Наоми Шемер остается одним из лучших и значительных создателей оригинальной израильской песенной традиции, а некоторые ее песни стали неофициальными гимнами, символами судьбоносных событий в истории Государства Израиль. Она примыкала по своим взглядам к движению «За неделимый Израиль», сочувствовала поселенцам на контролируемой Израилем территории Эрец Исраэль, однако никогда не давала использовать свой авторитет и свое имя в политике.
В 1983 году Наоми Шемер была присуждена Премия Израиля за вклад в культуру страны.
Скончалась Наоми Шемер в 2004 году в Тель-Авиве.
* * *
Ученый, композитор, бард Виктор Семенович Берковский родился в 1932 году в Запорожье (Украина). Отец, Семен Михайлович Берковский, работал на металлургическом заводе «Днепроспецсталь». Мать, Этель Викторовна, была на заводе врачом.
Виктор Берковский поступает сначала в Московский автомобильно-дорожный институт, но после первого курса переводится в Московский институт стали (позднее переименованный в Институт стали и сплавов, МИСиС). Работает в Запорожье на электрометаллургическом заводе «Днепроспецсталь» — сначала на рабочей должности вальцовщика прокатного стана, затем — металлургом-прокатчиком вплоть до заместителя начальника технического отдела завода.
Берковский вернулся в Москву. Поступил в аспирантуру МИСиСа, а в 1967 году защитил кандидатскую диссертацию, после чего остался работать и преподавать в этом институте.
Главные направления научной работы Берковского — разработка теоретических основ и программного обеспечения компьютерных систем для расчета технологических параметров процесса сортовой прокатки и создание автоматизированных систем для управления режимом прокатки прокатных станов. Под его руководством защищено 14 кандидатских диссертаций.
Практически всю жизнь, наряду с преподавательской и научной работой, Виктор Берковский сочинял музыку, являясь одним из ярчайших представителей жанра авторской песни. Он — автор музыки более 200 песен; среди которых наиболее известны: «Гренада» (стихи М. Светлова), «Ну что с того, что я там был» (стихи Ю. Левитанского), «Альма-матер» (стихи Д. Сухарева), «На далекой Амазонке» (музыка совместно с М. Синельниковым, стихи Р. Киплинга в переводе С. Маршака), «Под музыку Вивальди» (музыка совместно с С. Никитиным, стихи А. Величанского) идр.
Умер Виктор Берковский в 2005 году в Москве.
* * *
Американский актер Харисон Форд родился в 1942 году Чикаго (США). Его бабушка, Анна (Нехама) Лифшиц, происходила из еврейской семьи, в 1907 году эмигрировавшей из Минска.
В 1964 году Форд переезжает в Лос-Анджелес, где заключает контракт с кинофирмой «Columbia Pictures». Сначала Харрисон Форд считался актером-неудачником, особенно после того, как при монтаже были вырезаны все его сцены из фильма «Забриски-пойнт». После этого он забросил карьеру и стал плотником. Однажды кинорежиссер Джордж Лукас случайно встретил его и пригласил на съемки фильма «Американские граффити». С этой поры имя Харисон Форд становится неразрывным с успехами американского кинематографа.
Харрисон Форд — один из наиболее высокооплачиваемых киноактеров последней четверти XX века. Его наиболее известными ролями являются роли космического пилота Хана Соло в серии фильмов «Звездные войны» и археолога, любителя приключений Индианы Джонса в «Искателях утраченного ковчега». В 1985 году он снялся в романтическом фильме «Свидетель», за который получил первую и последнюю номинацию на премию «Оскар». Форд сыграл главные роли во многих голливудских фильмах, принесших рекордные кассовые сборы, среди них «Самолет президента» и «Беглец».
В 2002 году Харисона Форда наградили «Золотым глобусом» за вклад в кинематограф.
* * *
Артист балета, педагог и хореограф Азарий Михайлович Плисецкий родился в 1937 году в Москве. Он — представитель знаменитой театральной династии: сын Михаила Плисецкого и актрисы Рахили Мессерер, младший брат Александра и Майи Плисецких.
Отец Азария расстрелян в 1938 году в период Большого террора. Затем была арестована и мать. Воспитывался мальчик сначала в Бутырской тюрьме, затем в Акмолинском лагере жен изменников Родины, и на поселении в Чимкенте (Казахстан). Вместе с матерью вернулся в Москву только в 1941 году.
Плисецкий поступил в Московское хореографическое училище. Участвовал в первых гастролях балетной труппы Большого театра в США. В Кубинском национальном балете был премьером труппы и партнером прима-балерины Алисии Алонсо.
Азарий Плисецкий в 1969 году окончил театроведческий факультет ГИТИСа. Оставив Кубу, начал преподавать в разных странах. Сотрудничал во Франции с балетмейстером Роланом Пети, в Испании с Мадридским королевским балетом. Также работал в Японии, где осуществил постановки балетов «Дон Кихот», «Ромео и Джульетта» и «Дама с камелиями». Азарий Плисецкий — педагог-репетитор школы-студии Мориса Бежара.
Азарий Плисецкий живет в Швейцарии.
* * *
Советский физик Исай Израилевич (Исидорович) Гуревич родился в Риге в 1912 году.
В 1934—1945 гг. Гуревич работал в Радиевом институте АН СССР. С 1945 года он является руководителем лаборатории Института атомной энергии им. И. В. Курчатова, профессор Московского инженерно-физического института.
Все работы Гуревича посвящены ядерной физике, теории ядерных реакторов, физике элементарных частиц. Он выдвинул гипотезу фазовых переходов ядерной материи. С физиком Мануилом Певзнером Исай Гуревич установил эффект отталкивания ядерных уровней. Совместно с другими коллегами разработал теорию ядерного реактора.
В 1943 году с физиком Исааком Померанчуком провел общетеоретическое рассмотрение гетерогенных систем с блоками урана с учетом резонансного поглощения нейтронов. Принимал участие в разработке первого советского ядерного реактора.
Исай Гуревич умер в 1992 году в Москве.
* * *
Американско-израильский журналист, теле- и радиоведущий Виктор Александрович Топаллер родился в 1958 году в Москве.
По окончании школы Топаллер поступил на актерское отделение Щукинского училища, после первого курса перевелся на факультет театральной режиссуры в ГИТИС, который окончил в 1981 году. По специальности работал в Москонцерте, Росконцерте, ставил эстрадные шоу-программы, драматические и музыкальные спектакли, проводил фестивали в Москве, в Ленинграде, в Риге, на Дальнем Востоке.
Виктор Топаллер снимался в кино в эпизодических ролях. В 1989 году совместно с Анатолием Трушкиным написал сценарий и поставил эстрадный спектакль «Птичий рынок» с Лией Ахеджаковой в главной роли, который стал его последней работой в СССР.
В 1990 году Топаллер с семьей уехал в Израиль, где работал режиссером в театральной школе и писал статьи в газеты, стал ведущим русскоязычных программ Национального израильского телевидения: общественно-политической программы «Ракурс» и ток-шоу «Визави с Виктором Топаллером», участниками которых являлись выдающиеся представители культуры и политики. Виктор Топаллер работал журналистом в различных изданиях. Он создал газету «Русский израильтянин», в которой вел несколько рубрик и являлся заместителем главного редактора.
В качестве режиссера Топаллер поставил театрально-концертное представление «Дальше ехать некуда», посвященное пятилетию русской алии 1990 года, а затем — Международный фестиваль юмора во дворце спорта. Издал авантюрно-приключенческий детективный роман «Русская пуля для Ицхака Рабина».
В 2000 году Топаллер был приглашен на работу в США на русскоязычный телеканал TVR. Впоследствии Топаллер стал сотрудником русскоязычного телеканала RTVi. Имел двойное гражданство — Израиля и США. Одновременно с работой на телевидении сотрудничал с русскоязычными радиостанциями Америки: сначала с «Народной волной», затем с радио «Новая Жизнь» («Все»). В газете «Еврейский мир» Топаллер вел свою рубрику «Рикошет» и писал статьи для русскоязычной газеты «Наша Канада».
Виктором Топаллером издан сборник «Полный Шалом», куда вошли статьи, эссе, рассказы о впечатлениях автора о жизни в Израиле. В 2008 году в Нью-Йорке в театре «Хаверим» поставил пьесу израильского писателя Эфраима Кишона «Ктуба» («Брачный договор»).
С 2008 по 8 мая 2017 года на канале RTVi еженедельно выходила получасовая авторская программа Виктора Топаллера «Американский ликбез», задуманная как цикл передач о различных сторонах культурной, политической, экономической, научной жизни США и их истории. Ранее на этом же канале выходили в эфир программы Топаллера «Точка зрения» и «Перекресток». Также на RTVi c 2000 по май 2017 года Виктор Топаллер вел популярную авторскую программу «В Нью-Йорке с Виктором Топаллером», где за 17 лет побывали больше 700 музыкантов, писателей, актеров, режиссёров, политиков.
10 января 2018 года Виктор Топаллер скончался в Нью-Йорке (США).
* * *
Использованы сайты gazettco.com, ru.wikipedia.org