В этот день в 1942 году нацистами уничтожено еврейское гетто в Ганцевичах.
В ноябре 1941 года немцы, реализуя гитлеровскую программу уничтожения евреев, организовали в городе гетто, функционально представляющее собой рабочий лагерь. В него перевели 230 евреев из поселков Ленин и 120 из Погост-Загородский.
В гетто постоянно содержалось около 500 человек. На место умерших от голода, избиений, болезней и застреленных охраной, из ближайших гетто привозили новых трудоспособных узников. Большинство узников использовали на строительстве дорог через болота, меньшая часть евреев работала в различных мастерских в городе.
Евреи умирали от голода. На человека в сутки выдавали только по 200 граммов эрзац-хлеба из мякины пополам с соломой и по 20 граммов крупы. На воротах лагеря висел плакат с «правилами поведения», и за любое нарушение полагался расстрел — даже за спрятанный кусок хлеба. За каждого убежавшего или даже предпринявшего попытку побега расстреливали 40 заключенных и всех родственников беглеца.
Обессилевших и заболевших немцы расстреливали прямо на месте. Кроме утренней и вечерней поверки, изможденных узников пересчитывали еще и дополнительно несколько раз в день — по свистку конвойного евреи становились «по восьмеркам», и охрана проверяла, все ли на месте.
14 августа 1942 года более 300 евреев совершили побег, оставшиеся были расстреляны. В самом городе и около него была 31 расстрельная яма. В каждой из этих ям были захоронены 300—500 тел убитых евреев и частично военнопленных.
В середине 1960-х годов останки евреев — жертв геноцида евреев, из всех известных расстрельных ям были перезахоронены в могиле на улице Гагарина, и на этом месте был поставлен памятник. В 1970-е годы в связи с застройкой улицы прах убитых и памятник были перенесены в северо-восточную часть городского кладбища.
Памятник жертвам еврейского сопротивления, погибшим при восстании в Ганцевичах, и чьи места захоронений неизвестны, установлен на еврейском кладбище в деревне Ленин.
* * *
14 августа 1903 года Великобритания предложила Всемирной сионистской организации предоставить территорию в Британской Восточной Африке для еврейского поселения. Внутреннее управление поселением должно было быть автономным, а верховная власть – принадлежать британскому правительству.
Наряду с желанием помочь евреям, страдавшим от погромов в России, Великобритания, по-видимому, руководствовалась стремлением привлечь в Восточную Африку профессиональную рабочую силу и капитал для экономического развития региона. Герцль считал необходимым спасение восточноевропейского еврейства (что стало особенно очевидным после кровавого погрома в Кишиневе), а также предотвращение рассеяния по разным странам евреев, бежавших из России. Таким образом, его мотивы были преимущественно тактическими. Речь шла о создании так называемого «убежища на ночь».
«План Уганды» был представлен Герцлем в августе 1903 года на 6-м Сионистском конгрессе и вызвал ожесточенные дебаты. Проект был принят 295 голосами (против 178, воздержалось 132). Споры продолжались и по окончании конгресса и поставили под угрозу единство сионистского движения. В ходе конгресса большинство российских членов Исполнительного комитета Сионистской организации вручили Герцлю заявление о своей оппозиции плану и покинули зал заседаний; за ними последовали делегаты конгресса (в большинстве своем от России), противившиеся угандийскому проекту. На неофициальной встрече с представителями оппозиции Герцль сумел убедить их в том, что он продолжает добиваться признания права евреев на поселение в Эрец-Исраэль, и это спасло единство Сионистской организации.
Противники «плана Уганды» в 1903 году на Харьковской конференции объединились в группировку «Ционей Цион» («Сионисты Сиона»), лидером которой стал И.Членов (и вскоре М.Усышкин). Герцль отказался принять делегацию, направленную к нему с ультиматумом Харьковской конференции, требовавшим от него отказаться от «плана Уганды». Однако на заседании Исполнительного комитета было достигнуто примирение, поскольку британское правительство отказалось от этого плана.
На 7-м Сионистском конгрессе, состоявшемся после смерти Герцля, «план Уганды» был отвергнут делегатами на основании отрицательного заключения, представленного комиссией, направленной в Восточную Африку 6-м конгрессом. В поддержку плана выступил И.Зангвиль. Когда его предложение было отвергнуто большинством голосов, он вышел из Всемирной сионистской организации и вместе с 40 делегатами, разделявшими его точку зрения, создал Еврейское территориальное общество.
7-й Сионистский конгресс принял резолюцию, гласившую, что, согласно Базельской программе, Сионистская организация должна содействовать поселению евреев только в Эрец-Исраэль.
* * *
В 1910 году в Варшаве в семье Ицхака и Бейлки Альтерман родился поэт, драматург, журналист и переводчик Натан Альтерман.
Натан с детства говорил на двух языках — иврите и идише. Во время Первой мировой войны семья Альтерманов переехала в Россию, и конец войны и время революций застали их в Москве, где отец Натана открыл еврейские педагогические курсы. С этого времени русский язык на всю жизнь стал для Натана Альтермана языком чтения, языком русской и мировой литературы.
В 1925 году Альтерманы переезжают в Тель-Авив, где Натан учится в гимназии «Герцлия».
Первое стихотворение Альтермана было опубликовано в 1931 году. Стихи Альтермана печатаются на страницах газеты «га-Арец», в основном это стихи на политические темы. В 1943 году он перешел в рабочую газету «Давар», где вел колонку, публикуя актуальные, часто сатирические, стихи под рубрикой «Ха-тур ха-шви‘и» («Седьмая колонка»), также здесь печатались политические стихи, осуждавшие англичан, и установленные ими преграды на иммиграцию евреев.
После Шестидневной войны Альтерман стал сторонником движения за целостность Израиля и всю свою дальнейшую деятельность посвятил этой проблеме. Независимо от политической линии в творчестве, Альтерман также развивал лирическое начало в поэзии. Перу Альтермана принадлежат многочисленные переводы на иврит, среди которых комедии Мольера, трагедии Шекспира, баллады Бёрнса и многие другие шедевры мировой художественной литературы.
Умер Натан Альтерман в 1970 году в Тель-Авиве.
* * *
Использованы сайты: ru.wikipedia.org, isrageo.com
Похожие статьи
Оставить комментарий