* * *
Американский физик Леон Макс Ледерман родился в 1922 году в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов Мориса Ледермана из Одессы и Минны Розенберг из Киева, которые управляли прачечной.
В 1943 году Леон получил степень бакалавра и отправился на фронты Второй мировой.
После войны Ледерман поступил учиться на физический факультет Колумбийского университета. В 1951 году там же он защитил диссертацию по физике.
Ледерман открыл второй тип нейтрино — мюонное нейтрино, за что был удостоен Нобелевской премии. Возглавлял строительство и использование первого и тогда самого мощного в мире сверхпроводящего ускорителя Теватрон. На протяжении академической карьеры Леон Макс Ледерман подготовил к защите докторской диссертации 50 соискателей, которые в дальнейшем стали профессорами и руководителями университетов.
Умер Леон Макс Ледерман в 2018 году в маленьком городке Рексберг (штат Айдахо, США).
* * *
Кинорежиссер-документалист Марина Евсеевна Голдовская родилась в 1941 году в Москве в семье изобретателя (разработчик в области кинотехники) Евсея Михайловича Голдовского.
Всего Марина Евсеевна создала 93 киноработы в 47 проектах. Для профессионального киноязыка Голдовской характерен драматизм, когда происходящая на экране неинсценированная реальность достигает конфликтной насыщенности игрового кино. Однако создается это методами документальной фиксации.
Стараниями Марины Евсеевны Голдовской студенты телевизионного отделения получили право делать творческие дипломы — вместо написания теоретической дипломной работы снимать короткометражные документальные фильмы. Каждый из таких фильмов Марина Евсеевна сопровождала лично, погружалась в авторский замысел и делилась практическими советами.
* * *
Еврейский поэт и прозаик, один из крупнейших поэтов на идише Авром (Абрам Герцевич) Суцкевер родился в 1913 году в Сморгони.
Во время Первой мировой войны семья Аврома Суцкевера, спасаясь от военных действий, бежала в Сибирь, где прошло детство поэта. В 1922 году Суцкеверы перебрались в Вильнюс, где Авром окончил гимназию.
С 1933 года Авром Суцкевер становится одним из организаторов литературной группы «Юнг-Вильнэ» («Молодая Вильна»). В 1927 году он начал писать стихи на иврите, но вскоре полностью перешел на идиш. Первый сборник «Лидер» («Стихотворения») был благожелательно встречен критикой. Второй сборник «Валдикс» («Лесное») в основном посвящен пейзажной лирике.
В годы Отечественной войны Авром Суцкевер оказался с женой и матерью на оккупированной территории. В сентябре 1941 года попал в вильнюсское гетто.
Сукевер — участник подполья в Вильнюсском гетто, связной партизанского отряда «Некама» («Месть»). Он спас важнейшие культурные ценности (письма Льва Толстого, Максима Горького, рукописи Шолом-Алейхема и др.)
В начале 1944 года Авром Суцкевер был доставлен военным самолетом в Москву, где выступил на третьем пленуме Еврейского антифашистского комитета.
В середине 1946 года Суцкевер уезжает в Польшу, принимает участие в первом послевоенном Сионистском конгрессе в Базеле (Швейцария), где встречается с Голдой Меир. С ее помощью вместе с женой нелегально въехал на территорию подмандатной Палестины.
В 1948-49 гг. Авром Суцкевер служит в израильской армии военным корреспондентом, участвует в Войне за независимость Израиля. В 1949 году Суцкевер становится основателем и редактором ежеквартального журнала на идиш «Ди Голдене кейт».
В 1963 году специальный юбилейный комитет Израиля выпустил в честь 50-летия Суцкевера двухтомник его стихотворений.
В 1985 году Авром Суцкевер был удостоен Государственной премии Израиля.
Умер Авром Суцкевер в 2010 году в Тель-Авиве.
* * *
В 1892 году в Берлине в семье антиквара родился немецкий философ, культуролог, литературный критик и переводчик Вальтер Беньямин.
Вальтер окончил классическую гимназию, затем изучал философию и литературу в университетах Берлина, Мюнхена и Берна, где защитил диссертацию «Концепция критики искусства в немецком романтизме».
Уже в ранних работах Беньямина, посвященных взаимосвязи духа и языка, ощутимо, наряду с немецкой романтической традицией, воздействие иудаизма. Рано познакомившись с идеями сионизма, Беньямин обдумывал вопрос о переезде в Эрец-Исраэль и изучал иврит. В 1915 году он сблизился с Гершом Шолемом — еврейским философом и историком религии и мистики, которому Беньямин в значительной мере обязан увлечением каббалой и еврейским мессианизмом. Связь с еврейской талмудической традицией проявляется и в характерном для Беньямина методе, основанном на цитировании и комментировании. Интерес к вкладу евреев в интеллектуальную историю Европы сказался в статье Беньямина «Роль евреев в немецкой культуре».
Беньямин издал в своем переводе на немецкий язык «Парижские картины» из сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера с предисловием «Задача переводчика», в котором обосновал необходимость дословного перевода и воспроизведения грамматических форм оригинала. Начиная с 1927 года, Вальтер Беньямин, работая над переводом романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», много раз бывал в Париже, где сблизился с французскими литературными кругами. В эти годы он писал в немецких газетах статьи о культурной жизни Франции, о современных прозаиках и поэтах, а также о сюрреалистах. В тот же период Беньямин посетил Италию, скандинавские страны, Испанию и Советский Союз. Впечатлениям от пребывания в Москве посвящен «Московский дневник».
В конце 1920-х годов под влиянием Бертольда Брехта Беньямин серьезно заинтересовался марксизмом. Но после пакта Молотова — Риббентропа, он разочаровался в коммунизме.
В 1933 году, после прихода нацистов к власти, Беньямин эмигрировал из Германии и жил в основном во Франции. В начале Второй мировой войны он получил визу на въезд в США. Намереваясь отбыть в Америку из Лиссабона, Беньямин перешел с группой беженцев испанскую границу. Когда начальник полиции пограничного города Порт-Бу стал угрожать беженцам, что вернет их во Францию, Беньямин покончил с собой. Это произошло 27 сентября 1940 года.
* * *
В этот день, в 1205 году, Папа Иннокентий III заявил, что евреи обречены на вечное рабство и покорение из-за распятия Христа.
Папа Иннокентий III был весьма энергичный понтифик, яростно боровшийся с ересями. Он происходил из знатной римской семьи и в миру носил имя Лотарио Конти. Получив теологическое образование в Парижском и Болонском университетах, он занимал различные церковные должности и назначается кардиналом. Восемь лет спустя в 37-летнем возрасте его избрали на папский престол.
Во время правления Иннокентия III папство было на вершине своего могущества. Понтифик сосредоточил в своих руках огромную власть.
В 1198 году Иннокентий издал указ о начале 4-го крестового похода в Константинополь: он задумал вернуть контроль над Святой землей. В 1204 году крестоносцами был взят Константинополь. Иннокентий рассматривал захват столицы Византийской империи как способ воссоединить западную и восточную церкви. Его целью было вернуть греческую (восточную) церковь к обычаям латинской (западной). Однако это не удалось из-за существенных различий между двумя церквями, а также эффекта, произведенного на восточных христиан резней мирного населения Константинополя.
Заявление Иннокентия по поводу евреев шло в русле всей его политики, и было подкреплено решениями IV Латеранского собора, больше известного, как XII Вселенский собор, проходивший в 1215 году. На этом соборе духовенство законодательно закрепило недопустимость подчинения христиан евреям. Канон 69-й запретил евреям служить в государственных учреждениях, так как это давало им возможность «выразить свой гнев против христиан». Канон установил, что евреи распяли Христа, и поэтому было бы «слишком абсурдным, чтобы хулитель Христа осуществлял власть над христианами», а значит, евреи не должны назначаться на государственные должности.
* * *
Еврейский советский прозаик Мотя Израилевич Дегтярь родился в 1909 году в д.Птичь Могилевской губернии в семье сапожника.
Мотя Израилевич работал маляром и рабочим на заводе «Большевик» в Минске. В 1937 году он окончил литературный факультет Минского педагогического института. Работал в редакции минской еврейской газеты «Октябер».
Дегтярь печатался с 1930 года, писал на белорусском языке и на идиш. Он является автором книг: «На подмостках», «Советская Беларусь», «Бойер» («Строители»), «Трае вехтер» («Верные стражи»), «Унзер эрд» («Наша земля»).
Мотя Израилевич Дегтярь погиб во время советско-финляндской войны в 1939 году.
Уже после смерти Моти Дегтяря, в 1940 году, в Минске вышла его книга на идиш «Бридер» («Братья»). А в московском издательстве «Советский писатель» в 1969 году на русском языке вышел его сборник рассказов «Цимбалы».
К сожалению, в архивах «Авив» фотокарточки Моти Дегтяря нет.
* * *
Использованы сайты ru.wikipedia.org и isrageo.com
Похожие статьи
Оставить комментарий