* * *
Американский меценат еврейского происхождения Соломон Роберт Гуггенхайм родился в 1861 году в Филадельфии (США).
Отец Соломона Мейер Гуггенхайм в 1881 году основал коммерческую компанию «Сыновья М. Гуггенхайма», которая разрабатывала серебряные, свинцовые и медные копи и строила плавильни на западе США.
Несмотря на то, что Соломон часто работал круглыми сутками, он нашел время, чтобы найти себе жену. В 1895 году Гуггенхайм женился на Ирен Ротшильд, представительнице знаменитой банкирской династии. Именно Ирен привила Соломону любовь к искусству и коллекционированию. Соломон Роберт, поощрял абстрактное искусство и основал Музей современного искусства в Нью-Йорке. Основу музея составила коллекция произведений художников-абстракционистов, собранных еще в 1920-х годах.
Увы, Соломон Гуггенхайм не увидел его – он умер в 1949 году. Торжественное открытие музея состоялось через десять лет после смерти его вдохновителя.
* * *
В 1875 году в Вене в семье еврея-врача родился будущий австрийский скрипач и композитор Фриц Крейслер.
С четырех лет Фриц учился игре на скрипке. В семь лет получил право обучаться в Венской консерватории, став самым молодым студентом в ее истории, принятым в виде исключения. В девять лет Крейслер впервые выступил на публике, а еще через год окончил консерваторию с золотой медалью. Юный музыкант продолжил совершенствоваться в Парижской консерватории. В 1887 году Крейслер получил первую премию на выпускном экзамене, после чего решил начать самостоятельную творческую карьеру.
В 1889–1890 гг. он совершил концертный тур по США вместе с пианистом Морицем Розенталем. Однако публика принимала его весьма сдержанно. Вернувшись в Вену, он поступил в гимназию, а затем два года учился на медицинском отделении университета, после чего служил в армии. В 1896 году Крейслер пытался поступить в оркестр Венской придворной оперы, но не прошел по конкурсу из-за своей слабой способности к чтению с листа, что не помешало ему, тем не менее, начать сольную карьеру.
Настоящее международное признание пришло к скрипачу в 1899году, когда он впервые выступил с Берлинским филармоническим оркестром под управлением Артура Никиша. В следующем сезоне Крейслер гастролировал в США, а в 1902 году дал первый концерт в Лондоне. Английская музыкальная общественность с восторгом приняла скрипача: ему была присуждена золотая медаль Лондонского филармонического общества.
С началом Первой мировой войны Крейслер ушел на фронт в составе австрийской армии. После ранения был демобилизован и уехал в США. В 1924 году скрипач вернулся в Европу, где жил сначала в Берлине, а затем во Франции. После усиления нацистских настроений в Европе Крейслер в 1938 году вновь уехал в США.
Последнее публичное выступление Крейслера состоялось 1 ноября 1947 года в Карнеги-холле. Много лет скрипач провел в Нью-Йорке, где и умер в 1962 году.
Крейслер – один из крупнейших скрипачей первой половины XX в. Его исполнение отличалось технической безукоризненностью, точной фразировкой, элегантным и теплым звучанием, живым ритмом. Сохранилось довольно много его записей, относящихся в основном к 1920–1930-м гг., среди которых концерты Баха, Моцарта, Бетховена, Паганини, скрипичные сонаты Шуберта и Грига. Крейслер был также талантливым композитором, среди его сочинений – струнный квартет, оперетты, многочисленные пьесы, в наше время часто исполняющиеся «на бис»: «Китайский тамбурин», «Маленький венский марш», «Чудесный розмарин», «Муки любви», «Радость любви» и многие другие.
* * *
В Сарагоссу (Испания) в XV веке на традиционную ежегодную ярмарку часто приезжал король. Горожане торжественно его встречали. Евреи в знак почтения, выходили ему навстречу со свитками Торы – в особых деревянных футлярах.
Однако, сарагосские раввины 2 февраля 1420 года посчитали: поскольку король земной – не Царь Небесный, выносить Тору перед ним – святотатство. Они решили приветствовать правителя пустыми футлярами.
Но неспроста утверждается: стены имеют уши. На иудеев донес некий придворный «выкрест», и король решил публично уличить евреев в обмане. Он уже приготовил для еврейской общины суровую кару.
Откуда еще могло придти спасение, как не от Творца? Синагогальному служке накануне ярмарки явился пророк Илия и приказал оставить свитки в футлярах, дав понять: иначе не избежать беды. На ярмарке король убедился в невиновности евреев, а доносчика-«выкреста» (имя его стерлось из памяти) повелел казнить. Это чудесное избавление еврейской общины получило название Сарагосского Пурима – он праздновался в городе 17-го и 18-го числа месяца Шват
* * *
Использованы сайты: peoples.ru, ru.wikipedia.org, isrageo.com
Похожие статьи
Оставить комментарий