* * *
Он очень много знает. Об этом свидетельствует его возраст: Абрам Григорьевич Раскин — художественный критик и историк искусства, ученый и публицист, знаток истории Петербурга родился в Бобруйске в 1924 году.
Раскин окончил Ленинградский Государственный университет в 1950 году. С этого года работал старшим научным сотрудником Дирекции Дворцов-музеев Петродворца. Его основной задачей была подготовка материалов и исторических справок для обеспечения проектных заданий по воссозданию фонтанов, дворцов и декоративной скульптуры.
Абрам Раскин — автор более 600 опубликованных работ по истории искусства и архитектуры Петербурга и его пригородов. К числу наиболее заметных принадлежит его книга «Шаляпин и русские художники». В последние два десятилетия значительное количество статей написано Раскиным о современных художниках и скульпторах Санкт-Петербурга. Так же им написано, составлено и издано 12 собственных стихотворных сборников. Он является инициатором выпуска и редактором сборников Петербургские искусствоведческие тетради.
Добавим, что Раскину принадлежат многочисленные сценарии балетов и сборников лирических стихов, множества книг и альбомов.
* * *
В 1729 году в Каменце (Саксония) родился немецкий драматург, мыслитель и литературный критик, один из ведущих представителей Просвещения в Германии Готхольд Эфраим Лессинг.
Уже в его раннем произведении — одноактной комедии «Евреи» (1749) — впервые в истории немецкого театра у Лессинга появляется положительный образ еврея.
В 1754 году Лессинг познакомился с духовным вождем Гаскалы (еврейским просвещением) Мозесом Мендельсоном и стал его другом и восторженным поклонником. Мендельсон в значительной мере послужил прообразом героя последней пьесы Лессинга «Натан Мудрый», являющейся пламенным и красноречивым призывом к религиозной терпимости. Пьеса, основанная на заимствованной у Джованни Боккаччо притче о трех кольцах, аллегорически изображает иудаизм, христианство и ислам как трех сыновей мудрого отца, который, желая им блага, подарил каждому по кольцу. Все три кольца равноценны, однако каждый из сыновей претендует на то, что лишь его кольцо подлинное. Еврей Натан представлен в пьесе выразителем идеалов Просвещения: терпимости, всеобщего равенства и любви ко всему человечеству.
Историю Лессинг рассматривал как процесс постоянного совершенствования и восхождения от низших ступеней к высшим, а различные религии — как ступени нравственной эволюции человечества. Иудаизм он считал второй, после язычества, ступенью этой эволюции, следующей ступенью является христианство, которое, в свою очередь, должно уступить место универсализму рациональной философии. Лессинг считал, что монотеистическая и универсалистская миссия иудаизма как предшественника христианства завершена.
Тем не менее, он до конца жизни Лессинг оставался поборником равноправия евреев. В еврейской литературе периода Гаскалы Лессинг стал символом филосемитизма и подлинного гуманизма. Высоко ценили его и евреи — деятели немецкой культуры. Пьеса «Натан Мудрый» неоднократно переводилась на разные языки, в том числе на иврит. Идейное и стилистическое влияние Лессинга на литературу Гаскалы было огромно и сравнимо лишь с влиянием Ф. Шиллера. В Германии XVIII века Лессинг был самым выдающимся борцом за религиозную терпимость и гуманизм.
Умер Готхольд Эфраим Лессинг в 1781 году в Брауншвейге (теперь Германия).
* * *
В 1349 году еврейская община города Шпейера в Германии уничтожена по обвинению в распространении чумы.
Были убиты около 400 человек, трупы которых в заколоченных бочках брошены в Рейн. Имущество евреев император Карл IV передал городу. Могилы на еврейских кладбищах были разрушены, а надгробия использовали для строительства городских стен и башен.
Очень немногим удалось бежать в ближайшие города, несколько евреев крестились и тем спасли свою жизнь.
* * *
В 1977 году по телевидению СССР был показан фильм «Скупщики душ», направленный против активистов еврейского национального движения. Приведем информацию одного из сайтов:
«В жизни Москвы произошел теракт, небывалый по тем временам случай. В столичном метро была взорвана бомба. Жертв почти не было, но город жил в страхе. Так бы и прошел этот эпизод, о котором позабыли бы через пару недель, если бы не один «пикантный момент – по Москве начали распространяться слухи, что взрыв в метро – «дело рук диссидентов и сионистов», Об этом сообщалось на закрытых партсобраниях, откуда шло в народ.
Были арестованы Александр Гинзбург и Юрий Орлов, основатели Московской Хельсинкской группы. Их коллегу, Натана Щаранского, тогда не арестовали, судя по всему, власти решили выделить еврейское дело в «отдельное производство».
Щаранский был арестован через 3 недели после демонстрации фильма. Его дело по обвинению в «измене родине» было тщательно подготовлено. В среду активистов был внедрен информатор, врач Липавский, который втерся в доверие ряда ведущих активистов, он же стал и главным свидетелем обвинения. (Рассказывали, что отец этого человека отбывал длительный срок, и КГБ использовал это для вербовки.) «Дело Щаранского», спланированное по сценарию сталинских времен – «измена родине, шпионаж, выдача государственных тайн», не достигло намеченной цели – разгрома еврейского движения. Как это было в 1970 году во время ленинградского «самолетного дела», его разработчики из КГБ и на этот раз не учли два важнейших фактора – степень солидарности евреев мира и преданность своей идее участников еврейского движения в СССР».
* * *
Использованы сайты: livejournal.com, isrageo.com, ru.wikipedia.org