* * *
Молодежная сионистская организация Бейтар создана в Риге в 1923 году.
Инициатором создания Бейтар стал идеолог Владимир (Зеев) Жаботинский. Во время визита в Ригу он предложил местной молодежи создать свое сионистское движение. Вскоре движение получило название Бейтар — Союз Еврейской молодежи имени Иосифа Трумпельдора. Трумпельдор — легендарная личность, один из лидеров сионистского движения начала ХХ века, погибший в 1920 году от руки бедуина при защите поселения Тель-Хай. И еще. Жаботинский, выбирая название для нового молодежного движения, решил связать его с символом героизма — легендарной крепостью Бейтар, которая пала и была разрушена римлянами.
Владимир Жаботинский видел в Бейтар и бейтаровцах новое поколение еврейского народа, которое будет жить именно в Эрец Исраэль, чьим родным языком станет исконный язык евреев иврит. Жизненным идеалом этого нового поколения, полагал идеолог, станет верное служение еврейскому народу.
Число бейтаровцев увеличивалось. Многие из активистов движения репатриировались в Эрец Исраэль еще до Второй мировой войны. Оставшиеся в Европе участники движения продолжали активно бороться за свободу еврейского народа и создание еврейского государства.
В настоящее время организация существует в разных странах и на разных континентах: в Австралии, Латинской и Северной Америке, в центральной Европе, на территории бывшего Советского Союза, в Турции.
* * *
Поэт и сионистский деятель, поэт Авраам Штерн (подпольный и литературный псевдоним Яир) родился в 1907 году в Сувалках (Российская империя, теперь – Польша).
В 1926 году Авраам Штерн репатриировался в Эрец Исраэль, с отличием окончил классическое отделение Еврейского университета.
Во время арабских беспорядков 1929 года Штерн вступил в «Хагану» (еврейская военная подпольная организация в Палестине).
После раскола в «Хагане», Штерн возглавил новую организацию — «Иргун», которая боролась с британцами, убежденными, что евреи не могут претендовать на независимое государство. Штерн и его единомышленники выпускают «Коммюнике Верховного Командования №112», в котором предлагается воссоздать Израильское царство в исторических границах.
Штерн и группа его единомышленников в августе 1940 года вышла из «Иргуна», образовав отдельную группировку «ЭЦЕЛ в Израиле», позже преобразованной в ЛЕХИ («Борцы за свободу Израиля»).
В январе 1942 года при попытке ограбления боевиками ЛЕХИ банка «Гистадрута» (израильского профсоюза) в Тель-Авиве завязалась перестрелка, в которой были убиты двое прохожих. Их смерть, как и сам факт нападения на еврейских служащих банка, вызвали в общине шок. Британская полиция арестовала в связи с этим делом двух членов «ЛЕХИ». В попытке их спасти группа Штерна организовала провокацию, в которой погиб ряд служащих полиции, среди них — четыре еврея. Последовал ряд новых арестов.
12 февраля 1942 года полиция обнаружила тель-авивскую квартиру, где скрывался Штерн. Он был застрелен во время ареста британским офицером.
Лишь после смерти Авраама Штерна его литературное наследие стало известным. Стихи Штерна вышли в сборнике «Книга стихов Авраама Штерна по прозвищу Яир» и в книге «В моей крови будешь жить вечно: стихи». В 1988 году сборник был выпущен в Тель-Авиве на русском языке под названием «Ты будешь вечно жить в крови моей. Стихотворения, статьи, письма». Письма его жене Рони были опубликованы в 2000 году в книге «Письма Рони». А его стихотворение «Безымянные солдаты», написанное еще в 1932 году, было гимном «Иргуна» и ЛЕХИ:
В те от погромов и крови багровые дни,
В те ночи, что черны от отчаяния,
В городах и деревнях поднимем знамя мы —
Знамя обороны и завоевания.
* * *
В 1791 российская императрица Екатерина II подписала указ, в котором впервые была упомянута черта оседлости.
Территория черты оседлости периодически менялась. В конце XIX-го начале XX веков в нее входили пятнадцать губерний: Бессарабская, Виленская, Витебская, Волынская, Гродненская, Екатеринославская, Ковенская, Минская, Могилевская, Подольская, Полтавская, Таврическая, Херсонская, Черниговская и Киевская (кроме самого Киева), именуемых губерниями постоянной еврейской оседлости. Но и внутри черты оседлости евреям было разрешено селиться не везде.
На основании правил от 3 мая 1882 года, евреям было запрещено заново селиться вне городов и местечек. В западных пограничных губерниях и в Бессарабской губернии на 50-верстном от границы пространстве могли иметь постоянное жительство только те евреи, которые были приписаны к местным обществам до 27 октября 1858 года.
В 1893 году из числа местностей, назначенных для постоянной оседлости евреев, была исключена только Ялта. Этот же указ предоставлял евреям право гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической области России, в городах Николаеве и Севастополе.
* * *
Использованы сайты: jewish-memorial.narod.ru, gazeta.rjews.net, isrageo.com, ru.wikipedia.org
Похожие статьи
Оставить комментарий