* * *
Контрабасист, дирижер и композитор Сергей Александрович Кусевицкий родился в 1874 году в Вышнем Волочке (ныне — Тверская область, Россия) в музыкальной еврейской семье: отец — отставной военный музыкант и мелкий ремесленник, мать — пианистка Анна Барабейчик.
Работая ведущим контрабасистом в оркестре Большого театра, Сергей Кусевицкий демонстративно ушел из оркестра Большого театра и опубликовал в московской газете «Русское слово» нашумевшую статью. В статье он в очень резких выражениях обвинил Дирекцию императорских театров в бесчеловечной эксплуатации музыкантов оркестра, отдающих все свое время и силы за ничтожный гонорар, обрекающий их самих и их семьи на полуголодное существование.
В 1908 году Сергей Кусевицкий дебютировал как дирижер с Берлинским филармоническим оркестром. После революции он руководил симфоническим оркестром в Петрограде (1917—1920), затем переехал в Париж. В 1923 году переехал в США: руководил Бостонским симфоническим оркестром, дирижировал сочинениями Сибелиуса, Сати, Бартока, Бриттена, Хиндемита, Мессиана и др.
В годы Второй мировой войны Кусевицкий стал первым в США исполнителем Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Обращаясь к публике перед началом концерта, Сергей Кусевицкий сказал: «Я заявляю о моей вере в человечество, потому что надеюсь на победу России… Симфония Шостаковича является посланием веры и победы человеческого духа над смертью. Мы должны быть благодарны этому великому народу, который через тягчайшие страдания ведет нас к надежде, свету и воскрешению». Весь сбор с концерта (11 тыс. долларов) был перечислен в фонд помощи России.
В 1946 году Сергей Кусевицкий возглавил созданный по его инициативе Американо-советский музыкальный комитет. Хлопотал о гастролях своего оркестра в СССР, однако ЦК ВКП(б) отклонил ходатайство Всесоюзного общества культурных связей (ВОКС), мотивируя решение тем, что оркестр «слишком велик» и в его составе наверняка будут «разведчики и другие враждебные элементы».
Умер Сергей Кусевицкий в Бостоне (США) в 1951 году.
* * *
Художник, график — один из основных представителей современного изобразительного искусства первой половины XX века Давид Петрович Штеренберг родился в 1881 году в Житомире (ныне – Украина) в еврейской семье приказчика.
Учась в Одессе, Давид Штеренберг увлекался революционными идеями. Как активный участник Бунда был вынужден эмигрировать из России. Жил в Париже. Художник испытал влияние творчества Поля Сезанна и кубизма, позже примкнул к Салону Независимых, сблизившись с другими художниками парижской школы: Липшицем, Кислингом, Диего Риверой, Марком Шагалом и прочими. Картины Штеренберга парижского периода часто противоречивы и неоднородны.
Вернувшись в Советскую Россию, Давид Штеренберг был вынужден работать в более реалистичной манере. В 1940-х годах подвергался резкой критике за формализм. Его независимый стиль перестал пользоваться спросом, постепенно его работы были изъяты из поля зрения общественности. Нападки критики тяжело отразились на моральном состоянии художника и нашли отражение в его поздних работах. Штеренберг глубоко осознал свое еврейское происхождение.
После смерти в 1948 году художник Давид Штеренберг был практически забыт.
* * *
Советский биохимик Борис Ильич Збарский (Бер Элиевич Збарский) родился в 1885 году в Каменце-Подольском (ныне — Хмельницкая область Украины).
Борис Збарский окончил физико-математический факультет Женевского университета. В 1912 году вернулся в Россию, где экстерном сдал экзамены в Петербургском университете.
Во время Первой мировой войны Збарский организовал производство формалина и наркозного хлороформа для нужд российской армии.
После смерти Владимира Ульянова-Ленина Борис Збарский занимался бальзамированием его тела. Именно Збарскому принадлежала идея применять для бальзамирования антисептический препарат бактерицид. Збарский возглавляет кафедру биохимии 2-го Московского медицинского института и одновременно руководит организованным им институтом питания. Созванная им комиссия признала, что «результаты сохранения тела В. И. Ленина представляют собой научное достижение мирового значения». С 1934 года Збарский являлся профессором 1-го Московского медицинского института и заведующим биохимической лабораторией Всесоюзного института экспериментальной медицины. Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся научные достижения, имеющие важное государственное значение, Борису Ильичу Збарскому присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1952 году Збарский был арестован. В вину ему вменялось несколько пунктов, сводившихся к тому, что написанная ученым брошюра «Мавзолей Ленина» является «политически вредной». В частности, эксперты посчитали, что Збарский не отразил роль Сталина в дни Октябрьской революции. Фактически же это было сделано в рамках преследования евреев под видом дела «врачей-убийц». После смерти Сталина Збарский просидел в тюрьме ещё несколько месяцев и был выпущен.
Борис Збарский умер в 1954 году в Москве.
* * *
Советский живописец, график и театральный художник, скульптор Александр Григорьевич Тышлер родился в 1898 году в Мелитополе (сейчас — Запорожская область Украины) в семье потомственного еврейского ремесленника (Тышлер на идише значит «столяр»).
В 1927 году Александр Тышлер дебютировал как театральный художник, оформив ряд спектаклей в Белорусском еврейском театре в Минске. Среди спектаклей, оформленных Тышлером, числится драматический памфлет в 11 картинах Самуила Годинера «Джим Куперкоп».
В первые годы театральным работам Александра Тышлера были присущи черты экспрессионизма, вообще характерные для его творчества этого периода: подчеркнутая причудливость, нередко произвольность сценических образов, — в дальнейшем стиль художника менялся. Многие его работы внесли вклад в мировую «шекспириану»; Тышлер создавал сценические образы, пронизанные экспрессией и напряженной эмоциональностью, легко трансформирующиеся конструкции, основанные на принципе устройства народного площадного театра.
В послевоенные годы эти черты зрелого Тышлера по-разному трансформировались в постановках советской и современной зарубежной драматургии, в том числе в спектаклях «Мистерия-Буфф» Владимира Маяковского в «Театре сатиры» (1957), «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского в Московском театре драмы и комедии (1956), «Святая Жанна» Бернарда Шоу в «Ленкоме» (1958), оперы «Не только любовь» Родиона Щедрина в ГАБТ (1962). Как художник так и не примкнул к господствующему направлению социалистического реализма, по этой причине до 1960-х гг. его живописные работы практически не экспонировались.
Умер Александр Тышлер в Москве в 1980 году.
* * *
Польско-еврейский художник Янкель Якуб Адлер родился в 1895 году в Тушине (сейчас – Лодзинское воеводство, Польша).
Янкель Адлер был частью еврейского культурного движения в Польше, еврейской теме посвящено множество его работ. Он создал ряд картин в духе экспрессионизма, писал композиции с экстатическим выражением и мистическим смыслом. Драматической ностальгией, пессимистическим фатализмом, предощущением катастрофы проникнуты его довоенные картины на темы еврейского фольклора, библейскими и талмудическими сюжетами. Он интерпретировал притчи о христианской иконографии, как символическое выражение возрождения еврейской традиции.
Со временем Адлер отошел от экспрессионизма. Под влиянием кубизма и конструктивизма он создал стилизованные фигурные композиции, не отказываясь от повествовательных мотивов; в сфере идеологического направления стремился синтезировать личные переживания, национальную идентичность и религиозно-этнические ценности. Согласно эстетике раннего кубизма, Адлер выражал тему одновременно с нескольких точек зрения; в натюрмортах — наклеивал клочки обоев с различными узорами и газетными вырезками; иммитировал текстуру дерева, вводил буквы и цифры в поле композиции, а также еврейскую каллиграфию.
Умер Янкель Адлер в 1949 году в Альдборне (Великобритания).
* * *
Использован сайт ru.wikipedia.org
Похожие статьи
Оставить комментарий