* * *
37-я церемония вручения наград премии «Оскар» за заслуги в области кинематографа за 1964 год состоялась 5 апреля 1965 года в Лос-Анджелесе (США).
Музыкальная драма Джорджа Кьюкора «Моя прекрасная леди» была удостоена восьми наград (из 12 номинаций), включая призы в основных категориях: за лучший фильм года, режиссёрскую работу и главную мужскую роль.
Среди фильмов на иностранном языке лучшим был признан фильм «Вчера, сегодня, завтра» кинорежиссера Витторио Де Сика.
Кинокартина «Салах Шабати» израильского режиссера Эфраима Кишона также номинировалась на получение «Оскара». В этот раз она не получила высокого приза.
Вот краткое содержание израильской кинокомедии.
60-е годы для Израиля — время великих переселений: сотни людей в этот период приезжают в страну. В это время развивается система кибуцев. Кибуц — это специфический сельский населенный пункт, где все работают на общину. Никакой зарплаты члены кибуца не получают, но необходимое выдается из общего фонда. Поскольку работает принцип «или каждому — или никому», кибуц не может дать все и с избытком. Например, автомобиль остается вне распределяемых кибуцем благ. И вот в такое время приезжает из Марокко с женой и детьми человек по имени Салах Шабати. Простодушный и немного ленивый, герой не очень-то хочет жить в бараке и делать скучную работу. Поэтому Салах Шабати целыми днями играет в нарды с соседом и пытается придумать, как бы получить хорошее жилье и побольше денег. И тут начинаются выборы в местные органы самоуправления, где важен каждый голос. И каждая партия что-нибудь обещает. А уж если проголосовать за всех… Может, это не выйдет. Но уж если кто-то потерял белого пуделя и предлагает вознаграждение, можно притащить какую-нибудь собаку… Не обязательно же белую? И не совсем пуделя…Увы, не получается у Салаха заработать таким образом. Но у него есть дочь на выданье. По марокканской традиции желающий жениться должен заплатить выкуп. И жених есть, но кибуц не даст денег на такие глупости. Тут так не принято. Как быть?..
Все, конечно, будет хорошо. И не только у Салаха Шабати, а вообще. Именно поэтому фильм, снятый в классических традициях мирового кинематографа шестидесятых, так нравится современному зрителю — и не важно, когда именно происходит кинопоказ.
И еще. Название фильма «Салах Шабати» — это игра слов: еврейское имя напоминает фразу на иврите: «слиха шебати» («простите, что я приехал»).
* * *
Российский и израильский актер и режиссер Евсей Львович (Лейбович) Бертонов (Иегошуа-Зеев Бертонов) родился в 1879 году в Вильне (теперь -.Вильнюс, Литва) в семье переплетчика Бер-Лейба (Берки-Лейба) Танхелевича Биртуна и Ханы-Фрумы Овсеевны (Вульфовны) Закон.
Как режиссер Евсей Бертонов дебютировал в любительской провинциальной театральной группе спектаклем «Вечный странник» Осипа Дымова. Как отмечают источники, Бертонов был ведущим актером ряда антрепризных спектаклей. Затем стал режиссером Еврейского театра в Минске.
В 1922 году Бертонов приглашен в Еврейскую народную драму (Театр-студия имени Шолом-Алейхема). Работал с режиссером Давидом Гутманом и другими известными театральными деятелями.
С 1927 года Бертонов жил в Палестине и Израиле.
Скончался Евсей Бертонов в 1971 году в Холоне (Израиль).
* * *
Американский еврейский писатель Давид Пинский родился в 1872 году в Могилеве (ныне – Беларусь). Сын Ицхока-Мордхе Пинского и Соры Мардфин.
Давид Пинский изучал медицину в Вене, но вскоре бросил учебу и поселился в Варшаве, решив заняться литературным трудом. В 1899 году эмигрировал в США.
Первые рассказы Пинского из рабочей жизни обратили на себя внимание новизной темы и сочностью колорита. Особым успехом пользовалась его драма из рабочей жизни — «Айзик Шефтель», являющаяся наиболее законченным в художественном отношении сочинением. Постепенно Пинский перешел от социальных тем к национальным. Из написанных Пинским за последующий период произведений наибольшей известностью пользовалась его «трагедия о единственном и последнем еврее» «Ди фамилие Цви», написанная после Кишиневского погрома 1903 года. В ней Пинский в романтически-символической форме пытался изобразить трагическую гибель старого патриархального еврейства в его борьбе за дорогие ему идеалы. Пинский написал еще ряд других драм: «Йесурим», «Ди мутер», «Гликсфаргесене», «Енкл дер шмид», «Дер эйбикер ид», «Габри ун ди фройен», «Дер ойцер». Последняя была поставлена в берлинском «Deutsches Theater».
В конце жизни Давид Пинский поселился в Хайфе (Израиль), где умер в 1959 году.
* * *
Использованы сайты filmpro.ru, ru.wikipedia.org