* * *
В 1860 году в чешской деревне Калишт в семье бедного еврейского торговца родился композитор, дирижер и оперный режиссер Густав Малер.
С шести лет Малер учился музыке в Праге, затем — в Венской консерватории.
Густав Малер дирижировал оперными оркестрами в Касселе, Праге, Будапеште, Гамбурге, был художественным директором и главным дирижером Венской оперы. Малер по-новому прочел и поставил оперы Моцарта, Бетховена, Вагнера, Верди, Чайковского, добиваясь синтеза сценического действия и музыки, театрального и оперного искусства. Его реформа была восторженно встречена просвещенной публикой, но конфликты с чиновниками, интриги недоброжелателей и нападки бульварной прессы побудили Малера покинуть Вену.
Малер стал дирижером «Метрополитен-опера», руководил Филармоническим оркестром в Нью-Йорке.
Художественное наследие Малера как бы подытожило эпоху музыкального романтизма и послужило отправной точкой для многих течений современного музыкального искусства. Гуманизм Малера и формы его претворения в творчество проистекают, хотя и не всегда явственно, из самой сущности иудаизма, из философской системы, религии, этики и психологии еврейства. Так, маршеобразные темы, преобладающие у Малера, напоминают хасидскую музыку, для которой характерно воплощать в маршеподобных мелодиях различные образы и настроения (часто также и скорбные).
Густав Малер умер в 1911 году в Вене.
* * *
В 1884 году в Мюнхене в ортодоксальной еврейской семье родился немецкий писатель Лион Фейхтвангер.
Лион получил начальное еврейское образование, изучал Тору и иврит, однако не исполнял религиозных обрядов.
Фейхтвангер учился в университетах Мюнхена и Берлина, где изучал германскую филологию, философию и антропологию. В 1908 году он основал журнал «Дер Шпигель», посвященный литературе, музыке и театру, и активно сотрудничал в нем как литературный и театральный критик. Работал также как режиссер, поставил в мюнхенском Народном театре пьесу М.Горького «На дне».
В 1917 году Фейхтвангер пишет пьесу на основе биографии жившего в XVIII веке финансиста при вюртембергском дворе еврея И.З.Оппенгеймера. На основе пьесы был создан роман «Еврей Зюсс». Он имел огромный успех, переведен на 21 язык.
В 1925 году Фейхтвангер переехал в Берлин. Самым зрелым и художественно совершенным его романом того времени часто считают «Успех». Он стал первой частью трилогии «Зал ожидания», куда вошли романы «Семья Оппенгейм» и «Изгнание».
В 1932 году вышла в свет первая часть трилогии об Иосифе Флавии «Иудейская война». Затем последовали: вторая часть — «Сыновья» и третья — «Настанет день».
В момент прихода к власти нацистов Фейхтвангер находился в Америке. В марте 1933 года его дом в Берлине был разгромлен, счета в банке конфискованы. Фейхтвангера лишили германского гражданства, его сочинения подлежали сожжению.
В Германию Фейхтвангер не вернулся. Первоначально поселился на юге Франции, а после ее оккупации он бежал в Испанию, затем переехал в США.
Умер Лион Фейхтвангер в Лос-Анджелесе в 1958 году.
* * *
Великий художник Марк Захарович Шагал (Моисей Хацкелевич) родился в Витебске (по уточненным данным – в Лиозно) 7 июля 1887 года в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной.
Марк получил традиционное религиозное образование на дому: древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда.
В 1906 году Шагал приехал в Петербург, где посещал художественную школу. Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а с 1910 по 1914 гг.– в Париже в колонии художников «La Ruche» («Улей»), сблизившись с авангардистами.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически-исповедально. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные». Вглядываясь в архаику, в иконы и лубок, Шагал примыкает к футуризму и предугадывает будущие авангардные течения.
В 1918-1919 годах Шагал был комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В Москве написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, сделав первый значительный шаг к монументальному искусству.
С 1923 года обосновался в Париже. В том же году в Берлине вышла книга его мемуаров «Моя жизнь», где он проявил себя как настоящий литератор-художник.
С вторжением немецких нацистов Шагал покидает Францию. В 1941-1947 годах живет в Нью-Йорке.
Марк Шагал создал иллюстрации к «Мертвым душам» Н.Гоголя и «Басням» Лафонтена. Внес выдающийся вклад и в сценографию. К середине 20 века его авторитет художника получил мировое звучание.
С 1955 года началась работа над «Библией Шагала» – так именуют огромный цикл живописных полотен, раскрывающих мир прародителей еврейского народа в эмоциональной и яркой, наивно-мудрой форме. Его произведения радикально обновили язык современного искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом.
С 1960-х годов Шагал в основном перешел на монументальные виды творчества. По заказу правительства Израиля Шагал создал мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он получил множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и в Израиле: расписал плафон парижской Гранд Опера, создал для Метрополитен-опера в Нью-Йорке два панно, а в Чикаго украсил здание Национального банка мозаикой «Четыре времени года»
В 1973 году Шагал посетил Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Художник подарил Третьяковке и Музею изобразительных искусств им. А.С.Пушкина свои работы. Музеи художника существуют в Хайфе и Ницце; в 1992 году дом-музей Шагала открылся в его родном городе Витебске.
Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала выступает его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе.
От своего первого учителя Юделя Пэна Шагал воспринял представление о национальном художнике; национальный темперамент нашел выражение и в особенностях его образного строя. Художественные приёмы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов — принцип, которому он остался верен до конца жизни
Умер Марк Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) в 1985 году.
* * *
Американский кинорежиссер и сценарист Джордж Дьюи Кьюкор или Джордж Цукор родился в 1899 году в Нью-Йорке.
Ему принадлежит любопытный рекорд: трое актеров за фильмы Кьюкора были удостоены «Оскара» за главную мужскую роль. За «Газовый свет» получила свой «Оскар» легендарная Ингрид Бергман. На рубеже 1940-х и 1950-х он снял четыре фильма с актрисой Джуди Холидей, которая за один из них также удостоилась «Оскара». У Кьюкора сыграла свою первую роль 4-кратная обладательница «Оскара» Кэтрин Хепбёрн, а Грета Гарбо — свою прощальную роль.
Многие из фильмов Кьюкора вошли в золотой фонд Голливуда: «Обед в восемь», «Филадельфийская история», «Газовый свет», «Ребро Адама» и «Моя прекрасная леди» (премия «Оскар» за лучшую режиссуру).
Умер Джордж Кьюкор в 1983 году в Лос-Анджелесе.
* * *
Использованы сайты: calend.ru, isrageo.com и ru.wikipedia.org
Похожие статьи
Оставить комментарий