* * *
В 1885 году в Штутгарте в еврейской семье родился будущий немецкий юрист и еврейский общественный деятель Отто Хирш.
Детство и юность Хирша были безоблачными: Отто с отличием окончил престижную гимназию, изучал юриспруденцию в Гейдельберге, Берлине, Гренобле, совершенствовал английский язык в Оксфорде и, наконец, завершил образование в родном Штутгарте. Его охотно взял к себе на работу известный адвокат Рихард Райс. Хирш становится сотрудником муниципалитета Штутгарта, затем советником правительства земли Вюртемберг.
В 1921 году для реализации новых идей и планов было создано крупное акционерное общество, председателем правления которого единогласно избрали 36-летнего Отто Хирша. В эти же годы Хирш стал основателем Еврейского учебного центра, а затем и руководителем еврейской общины Штутгарта.
В сентябре 1933 года было создано Государственное представительство евреев Германии, эту организацию возглавили раввин и философ Лео Бек и юрист Отто Хирш. К слову сказать, нацистские власти официально не признали эту организацию, но и пока не вмешивались в ее деятельность, не контролировали, не останавливали различные ее акции по подготовке евреев Германии к эмиграции из страны, что, в сущности, отвечало «прогнозным» планам гитлеровцев. Отто Хирш и его помощники делали все возможное, чтобы подготовить евреев – будущих эмигрантов к новой жизни, особенно тех, кто уезжал в Палестину.
В начале 1936 году Отто Хирш вместе с женой наведал Эрец Исраэль. Они побывали в Хайфе, во многих других городах и поселениях, навестили приехавших из Германии евреев-эмигрантов. Отто уговаривали остаться, но он вернулся с женой в Германию, хотя, судя по всему, предвидел печальный финал. В первый раз его арестовали и долго допрашивали в гестапо вскоре после возвращения из Палестины. Потом еще много раз его отправляли в так называемое «превентивное заключение».
В феврале 1941 года наступил заключительный акт этой затянувшейся трагической пьесы: доктора Отто Хирша отправили в концлагерь Маутхаузен, где он 19 июня погиб от голода и болезней.
К 100-летию со дня рождения Хирша, городские власти Штутгарта при участии местных еврейских организаций учредили медаль имени Отто Хирша, которой с тех пор ежегодно отмечают заслуги общественных деятелей, укрепляющих контакты и взаимосвязи различных культур и религий в современном мире. Одна из улиц города, несколько мостов над рекой и автомагистралями Штутгарта тоже носят имя Отто Хирша.
* * *
В 1349 году в ходе погромов в Базеле (современная Швейцария) были заживо сожжены 700 евреев.
В этом цветущем торговом городе евреи жили уже в начале XIII века, в основном занимаясь торговлей и ростовщичеством, что вызывало неприязнь горожан, перераставшую по мере накопления долгов в ненависть.
В конце 1348 году ввиду свирепствовавшей эпидемии чумы – «черной смерти» – в городе распространились слухи о том, что евреи отравляют колодцы. Разъяренная толпа с флагами в руках заставила местную власть выдать ей «отравителей». Как сообщают летописи, на рейнском острове было построено специальное деревянное здание, где и были сожжены 700 евреев. Их имущество стало добычей населения. При этом городское управление издало указ, в соответствии с которым евреи в течение 200 лет лишались права селиться в Базеле. Однако как только улеглись волнения, связанные с эпидемией чумы, нужда в финансовых операциях, которые, согласно каноническим церковным законам, были воспрещены христианам, заставила местные власти пускать в Базель богатых евреев из эльзасских городов, и здесь снова образовалась община.
Но вот во второй половине XIV века в Швейцарии вопреки запретам канонического права начинают активно действовать ростовщики-христиане. Города перестали нуждаться в еврейском кредите, и в 1397 году евреям снова было запрещено проживание в Базеле. Они стали появляться в швейцарских городах лишь четыре столетия спустя, когда на большей части территории страны была провозглашена Гельветическая республика.
Весь XIX век в стране шла борьба за эмансипацию евреев, за право свободно жить в любом городе страны. В 1897 году в Базеле, где некогда живьем сжигали евреев, проходил Первый сионистский конгресс, за которым последовали другие. Город стал колыбелью сионистского движения. В настоящее время в Швейцарии проживают 7,2 миллиона человек, из них 18 тысяч евреев. Еврейская община Базеля насчитывает более 2000 человек и считается второй по численности в Швейцарии после общины Женевы.
* * *
В 638 году открылся шестой Толедский собор, после которого усилились гонения вестготов на евреев. В частности, было принято постановление о том, что только католики могли жить в Испании. Многие евреи приняли христианство, другие предпочли покинуть страну.
При вестготах, создавших свое государство на развалинах римской колонии, была принята арианская форма христианства. У евреев теперь не было оснований для жалоб, к ним относились скорее с особым благоволением. Но после обращения вестготов в католицизм последние проявили столь характерную для неофитов гонительскую ревность. В 589 году, когда король Реккаред принял католичество, в Испании было введено церковное законодательство.
Под угрозой строжайших наказаний евреям запрещалось иметь рабов-христиан, обращать иноверцев в иудаизм, жениться и выходить замуж за христиан. Евреи были изгнаны со всех постов в государстве. Последующие правители были несколько более терпимы. Но с 616 года, когда на престол взошел король Сисебут, над евреями спустилась непроглядная тьма. В течение почти ста лет открытое исповедание иудаизма было абсолютно запрещено. Ряд церковных соборов, состоявшихся в Толедо под руководством короля, сформулировал подробнейшие правила, с помощью которых бывших евреев и их потомков следовало оторвать от веры их предков. Еврейских детей отнимали у родителей и отдавали на воспитание в ортодоксальные католические семьи.
Сохранилось патетическое письмо бывших евреев столицы, в котором говорится об их физической неспособности есть свинину, несмотря на все желание продемонстрировать свою правоверность. Естественно, в большинстве случаев обращение в христианство было притворным, и у себя дома евреи соблюдали, насколько это было возможно, еврейские обряды и обычаи. Но официально, за исключением отдельных коротких перерывов, исповедание иудаизма в Испании было запрещено до самых последних дней правления вестготов, и те, кто упорствовал в вере, были изгнаны из страны. Понадобился решительный сдвиг во всем, чтобы к испанским евреям вернулась свобода и началось то, что стало эпохой их величайшей славы.
* * *
В 1813 году по представлению главнокомандующего генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова император России Александр I дал аудиенцию Нафтали-Герцу Шульману, уроженцу белорусского местечка Старый Быхов.
Известный в кругах еврейских интеллектуалов Шульман еще в довоенные годы завоевал расположение Александра I публикацией на трех языках (иврите, русском и немецком) гимна в честь рождения в 1806 году дочери императора, великой княгини Елизаветы.
Во время аудиенции император отметил личное содействие Шульмана командованию русской армии, а затем выразил свою признательность всему российскому еврейству: «С благоволением принимаю я службу народа еврейского и его кагалов. Надеюсь, что они оправдают мое доверие к ним».
* * *
В 1873 году в бедной еврейской семье в Ивнице (Житомирский уезд России) родился выдающийся еврейский поэт Хаим Нахман Бялик.
Бялик жил и работал в Одессе, Житомире, Польше. Когда обрел себя как поэт, вновь вернулся в Одессу, где преподавал в еврейской школе, печатал свои стихи и поэмы, перевел роман «Дон Кихот» и другие произведения мировой классики.
Славу Бялику принесла поэма «Сказание о погроме», написанная Кишиневского погрома 1903 года, куда он приезжал для сбора документальных материалов. Стихи Бялика на русский язык переводили Иван Бунин, Валерий Брюсов и другие выдающиеся русские поэты.
В 1921 году Бялик по ходатайству Максима Горького и с разрешения Ленина покинул Советскую Россию. После нескольких лет в Берлине поэт обосновался в Эрец-Исраэль.
Скончался Хаим Нахман Бялик в Вене в 1934 году после тяжелой болезни.
* * *
В 1921 году родилась выдающаяся спортсменка Агнеш Келети — олимпийская чемпионка (1952, 1956), чемпионка мира (1954, брусья), чемпионка Венгрии (1947-1954) по спортивной гимнастике.
Келети начала заниматься гимнастикой в 4 года, а в 26 лет завоевала свой первый национальный титул. Из-за начала Второй мировой войны летние Олимпийские игры 1940 года были отменены и Келети временно прекратила тренировки. Она пережила Холокост, выдавая себя за христианку. Ее отец умер в Освенциме, мать и сестра скрывались и были спасены Раулем Валенбергом. После войны Келети проходила квалификационные соревнования для участия в Олимпийских играх 1948 (пропустила из-за травмы), 1952 и 1956 годов.
Перед XVI Олимпийскими играми в Мельбурне (ноябрь-декабрь 1956 года) в Венгрию были введены войска Советского Союза. Келети решила навсегда остаться жить в Австралии. Она получила политическое убежище вместе с другими 44-мя венгерскими атлетами, покинувшими родину после Венгерского восстания 1956 года. Позже эмигрировала в Израиль, куда из Венгрии также переехали ее мать и сестра. В Израиле Келети работала инструктором по физическому воспитанию. В 2002 году имя Агнеш Келети было включено во Всемирный зал славы гимнастики (г.Оклахома-Сити, США).
Агнеш Келети в 2017 году присуждена Государственная премия Израиля в области физической культуры и спорта. Она является одной из старейших ныне живущих олимпийских чемпионок.
* * *
Использованы сайты: eadaily.com, ru.wikipedia.org, isrageo.com
Похожие статьи
Оставить комментарий