Каждый год евреи проходят путь от второго дня Песаха до Шавуота (в христианской религии – пятидесятница), который в этом году начинается к вечеру 11-го и заканчивается ночью 13-го июня. Это путь свободы от физического рабства до получения Торы и духовной свободы.
Основанием для этого являются строки Книги Левит: «И отсчитайте себе от второго дня празднования до дня принесения вами Омера возношение 7 недель. Полными они должны быть». Для несведущих поясним: отсчет Омера — устный счет 49 дней между праздниками Песах и Шавуот. Это одна из 613 заповедей священной книги Тора. Несколько тысячелетий евреи жертвовали омер — сноп, мера которого равна приблизительно четырем литрам. Они выходили в поле, неся охапку ячменя, который к началу праздника Шавуот уже созревал в Израиле, мололи из него муку, просеивали и доставляли в Храм. Этим мы проявляли благодарность Всевышнему за землю и выражали надежду на хороший урожай.
Свод правил (Талмуд) учит, что с разрушением Иерусалимского Храма мы не приносим ячменную муку размером в Омер, но продолжаем считать дни данного приношения. Церемония счета дней Омера (на иврите Сфират Омер) начинается со слов: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, освятивший нас своими заповедями и повелевший нам исчисление Омера». И далее: «Сегодня — такой-то день после принесения Омера». Так как новый день в еврейском календаре начинается с заходом солнца, существует правило, что все необходимо выполнить вечером наступающего дня. Вся церемония занимает 10 минут и нет необходимости даже присутствовать в этот момент в синагоге. Однако, данную заповедь евреи выполняют каждый вечер – начиная от второго дня Песаха до Шавуота.
Нам важно, что в Книге Шульхан Арух обсуждается ситуация, когда еврей забыл или не смог провести эту церемонию в какой-нибудь из дней. Так как заповедь уже нарушена, ему будет предложено продолжить считать дни Омера, но уже без благословения. Возможно, для XVI-XIX веков это был важный компромисс. С одной стороны, есть момент «наказания» за пропуск счета, а с другой — возможность продолжить путь от Песаха к Шавуоту. И все же, несмотря на современные комментарии, дающие больше объяснений и послаблений, не слишком ли сурово из-за одного пропущенного дня проводить дальнейшие церемонии подсчета Омера без благословений? Скорее всего, дело не столько в строгости, а в ценности каждого дня. Когда мы считаем, сколько осталось до праздника Шавуот — времени дарования Торы, важно не потерять эти дни ожидания. Они нужны не столько для того, чтобы приготовиться к этому событию, сколько для пробуждения праздничного настроения.
Путь в 49 дней счета Омера открывает нам важность каждого дня. Пусть Всевышний дарует нам понятие ценности и святости дней нашей жизни. Пусть мы не потеряем, а скорее приобретем благословение для выполнения заповедей и добрых дел.
Григорий АБРАМОВИЧ, главный раввин РООПИ в Республике Беларусь