«Яўрэяў схавалi на даху…» – говорит себе пожилой человек. Его родственники как-то слабо и без особого интереса прислушиваются к стариковскому бормотанию – у молодых свои дела.
…Прошли годы, и однажды в одном из домов деревни Слочва Новогрудского района зазвонил телефон. Приятный женский голос произнес: «24 марта 1999 года в посольстве Израиля, что в Минске, состоится церемония вручения диплома праведников мира на имя Александра и Елены Лавских».
К сожалению, принимали звонок уже не те, кому он адресовался, а их родные и близкие. Вот тогда-то и начались расспросы: «За что награда? И что обозначали слова, вскользь брошенные некогда пожилым человеком?»
Эхо войны
Владимиру Лавскому – одному из трех сыновей семьи Лавских – в своей жизни пришлось пережить многое. Именно он мальчиком-подростком стал очевидцем трагических событий, связанных с преследованиями еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.
– Из деревни Вселюб, Корелич и других населенных пунктов Новогрудского района летом 1942 года немцы согнали большое количество евреев (одни очевидцы утверждали, что около тысячи, другие – порядка пяти тысяч), – вспоминает дочка Владимира и внучка Александра и Елены Лавских Елена Жукова. – Их гнали пешком по пыльной дороге с детьми от года до шестнадцати лет. С собой они несли котомки с вещами, швейные машинки, стулья и прочее.
О чем думали эти несчастные? Верили, что им сохранят жизнь, что их просто переселяют с насиженных мест?
Каждый новый шаг приближал колонну к месту неминуемой гибели. Не сразу, конечно, но люди стали понимать это. В надежде, что сельчане найдут и уберегут их от смерти, матери выбрасывали своих малышей в кювет. А многие еврейские мужчины старались сбежать и… сразу же погибали.
Евреев согнали к огромному рву у деревни Литовка Новогрудского района. Это место стало общей могилой для нескольких тысяч человек: стариков, женщин, детей.
Три спасенные жизни
Навсегда остался этот кошмар в памяти у жителей окрестных сел. Но не всех людей из колонны настигла автоматная очередь. Выжившими оказались три еврейские девочки девяти, восьми и пяти лет. До смерти напуганные, мокрые, грязные, они бежали по деревне Лепечь, стучали во все ворота. Под страхом смерти многие сельчане побоялись дать кров еврейским сиротам. И лишь семья Лавских пожалела несчастных, протянула руку помощи.
– У дедушки было трое своих сыновей, – рассказывает Елена Владимировна. – А еще накануне этого события фашисты убили соседскую семью за то, что они спрятали у себя еврейского мальчика. Отца и мать расстреляли во дворе на глазах всей деревни. Несколько дней их не разрешали хоронить: все ожидали, когда придет их сын. А он успел укрыться в доме дедушки и, выждав время, вскоре ушел в партизанский отряд. И вот на пороге эти несчастные дети. Их посадили на печь отогреться, накормили, чем смогли, а затем, сделав укрытие, спрятали на чердаке. Но кто-то донес, что в доме односельчанина прячут евреев. К сожалению, были и такие люди.
Ранним утром к дому Лавских подъехали немецкие мотоциклы. Семью Александра, его самого, жену и трех несовершеннолетних сыновей, выстроили у стены. Хозяина дома поставили на колени. Под угрозой смерти стали задавать вопросы, запугивать, стреляя поверх голов. Но никто не проронил ни слова, не выдал еврейских девочек. Немцы смотрели под печкой, в шкафах, подвале. Один из них забрался на чердак, открыл автоматную очередь… К счастью, ни одна из пуль в детей не попала. Наверное, родились под счастливой звездой.
Еще долго Александр Лавский не мог встать с колен, они его не слушались. Фашисты же, не найдя в доме тех, кого искали, выкатили из подвала небольшую бочку с мукой.
– Вот тогда все заплакали, – срывающимся голосом продолжает женщина. – Вы только представьте, даже под дулами пулеметов, перед страхом неминуемой смерти, никто не проронил слезы. Плакали потому, что с каждым новым движением бочки из нее высыпалась мука, а вместе с ней таяли надежды пережить голод приближающейся зимы.
Награда за спасенные жизни
Так в семье Александра и Елены Лавских появились еще трое детей. Летом девочки отсиживались в посевах пшеницы. Зимой было труднее – все время проводили на чердаке. Но вместе они смогли выжить в страшных условиях войны. Приемные родители помогли сиротам найти путь в жизни, а заодно – и своим сыновьям.
Волнуясь, Елена Владимировна пытается открыть небольшую деревянную коробочку. Проступившие на глазах слезы не сразу позволяют это сделать. Но вот в руках появляется медаль. На ней – круглая Земля, обвитая колючей проволокой и худыми руками узника. По краю написаны слова: «Кто спас одного человека, тот спасет весь мир».
– Вы знаете, все самое главное смогли узнать, когда уже ни дедушки, ни бабушки, к сожалению, не было рядом с нами, – продолжает женщина. – А бесценную для всей нашей семьи награду получали уже вместе с папой в посольстве Израиля. Консул тогда его обнял, сказал много хороших слов. А отец так разволновался, что носом пошла кровь (подскочило давление). Лишь когда ехали домой, признался: очень переволновался, как будто вновь пережил все то, что случилось в далеком детстве.
Дома все члены семьи, которые не смогли присутствовать на торжественной церемонии вручения, рассматривали медаль, внимательно вчитывались в каждое слово, написанное в грамоте. А в ней значилось, что на заседании комиссии по присвоению звания праведника народов мира, созданной при национальном институте памяти катастрофы и героизма Яд Вашем, 18 марта 1997 года на основе представленных свидетельств решено удостоить Александра и Елену Лавских, которые в годы фашистской оккупации рисковали своей жизнью ради спасения преследуемых евреев, звания праведников мира, наградить памятной медалью, а их имена будут высечены на Стене почета в Аллее праведников Яд Вашем.
– На Горе Памяти в Иерусалиме – имена многих людей из более чем сорока стран мира, – говорит Елена Владимировна. – Решение о присвоении этого почетного звания принимает специально созданная общественная комиссия, возглавляемая судьей Верховного суда Израиля. Рассматривается каждый конкретный случай, а затем, спустя столько лет, медаль находит своего адресата. Сегодня на Стене почета в Аллее праведников Яд Вашем значатся имена дедушки и бабушки. Таков жест благодарности простым людям, которые, рискуя своей жизнью, во время войны спасали евреев.
Но не только в Израиле помнят о подвиге простой белорусской семьи из небольшой деревни Слочва. Сегодня фотография супругов Лавских хранится в экспозиции музея Еврейского Сопротивления, что в Новогрудке. С недавних пор рядом с ним также находится Аллея памяти, увековечившая имена простых, но очень бесстрашных людей.
О несломленных и погибших
После встречи с Еленой Жуковой редакционный автомобиль берет курс на Новогрудок. Расстояние от него до Березовки – двадцать шесть километров, или полчаса на автомобиле. Зато в багаже путешественника – кладезь интересной информации.
Данная земля, как и Лидчина, перевернула не одну страницу исторической летописи. В свое время небольшой город – первая столица и один из главных политических и культурных центров Великого княжества Литовского. С этими живописными местами связаны имена многих выдающихся деятелей культуры. Например, великого поэта Адама Мицкевича. И здесь, к сожалению, нашла продолжение история семьи Лавских. Новые факты приоткрыли завесу самых трагических моментов белорусской истории.
По словам старшего научного сотрудника Новогрудского историко-краеведческого музея Галины Ковальчук, которая радушно согласилась стать нашим гидом, шестьдесят процентов населения города до войны составляли евреи. С приходом гитлеровских войск практически все они, а также их соплеменники из других населенных пунктов подверглись жестокому геноциду. С первых дней евреев Новогрудка лишили основных прав: им не разрешали ходить по тротуару, заставляли носить нашитый на спине и груди желтый круг, который потом заменили шестиконечной звездой Давида. Но это были лишь первые звоночки перед страшной бедой. В декабре 1941 года состоялась первая масштабная акция казни еврейского населения.
– Шесть тысяч человек собрали во дворе окружного суда по улице Кореличской (теперь – Минская), – начала рассказ Галина Тадеушевна. – Немцы выбрали из толпы людей где-то полторы тысячи евреев, которые являлись ремесленниками или имели рабочие специальности. Остальных несчастных погрузили в грузовики и отвезли к ямам, вырытым заранее у казарм в деревне Скрыдлево, что в одном километре от Новогрудка. 7 декабря 1941 года здесь было расстреляно 5100 евреев.
После проведенной «селекции», а именно так называли данные акции фашисты, восемьдесят процентов еврейской общины было уничтожено.
– А что было дальше с выжившими? – задаю вопрос своей собеседнице.
– Какое-то время они находились в гетто на Пересеке, – продолжается рассказ. – Но с августа 1942 года, накануне второй акции уничтожения, уцелевшим евреям выдали новые рабочие карточки и перевели на улицу Кореличскую (сегодня улица Минская). На территории бывшего воеводского суда для них были созданы мастерские. Новое гетто окружал трехметровый забор с двумя рядами колючей проволоки. Узники работали в мастерских, ремонтировали униформу для вермахта, шили одежду для немецкой гражданской администрации и местного населения, делали мебель. Жили в бараке, где до войны находились конюшни. Жилище, конечно, не было приспособлено для этих целей. По всему помещению размещались трехэтажные нары, для одного человека на которых отводилось лишь семьдесят сантиметров свободного пространства. Холод и голод, а ежедневный рацион составляли 125 граммов хлеба и тарелка супа из картофельных очистков, окружали несчастных.
Весной 1942 года в гетто на Пересеке стали доставлять евреев из соседних деревень и городов (из Любчи, Вселюба и Корелич) – пять тысяч пятьсот мужчин, женщин, детей и стариков. А уже в августе состоялся второй массовый расстрел, возле деревни Литовка.
Очевидцем именно этих событий стал отец Елены Жуковой, который часто вспоминал колонну, шаг за шагом движущуюся к своей неминуемой смерти. А затем – массовое убийство. Еще несколько дней вместе с друзьями он бегал к месту расстрела, ложился на землю, прислушивался. Вместе они искали живых среди бесчисленного количества мертвых.
Из дневника Бини Берковича, напечатанного в книге Джека Кагана «Холокост и сопротивление на родине Адама Мицкевича»: «Двадцать вторая неделя войны. Весна в разгаре. Холмы вокруг гетто стали зелеными, как будто для того, чтобы ярче осветить границу между нами и свободным миром. Солнце светит так же, как и в прошлом году, словно для того, чтобы показать, что с ним ничего не произошло, как будто чтобы сказать: «Я не виновно». Мысль тревожит мое сердце: тысячи детей убивают с ужасающей жестокостью под тем же солнцем, их крики доходят до неба, а солнце продолжает светить, как и раньше, с неизменной регулярностью…»
Одним из мест, где прятали вырытую землю, был колодец
Третья массовая акция расстрела на Новогрудчине была проведена в мае 1943 года. Из шестисот евреев, находящихся в трудовом лагере, осталось лишь триста. Все они понимали, что вскоре также умрут. Поэтому начали думать о том, как сохранить себе и своим близким жизни: вначале намеревались напасть на охрану и убежать в лес, но вскоре шансом на спасение стал туннель, который планировали выкопать и вывести за пределы трудового лагеря.
– Землей были засыпаны чердак здания и стены, часть ее вывозилась за пределы лагеря во время санитарных дней, часть сбрасывалась в колодец, – проводит экскурсию по зданию музея Еврейского Сопротивления (именно здесь в годы войны находился трудовой лагерь) Галина Тадеушевна. – План предусматривал, что подкоп будет вести из жилого помещения в направлении забора.
Тут же, у нар, экскурсовод указывает на туннель. Сложно представить, как люди в условиях постоянного страха смогли соорудить подобное.
– Туннель проходил на глубине полутора метров, – тут же поясняет специалист. – Его высоты хватало, чтобы мог проползти один человек. Правда, еще одной проблемой было предотвращение обвалов. Поэтому через каждые несколько метров копатели прутом протыкали кровлю, чтобы измерить расстояние до поверхности. Это также позволяло им узнать, в правильном ли направлении они движутся. Когда чердаки заполнились землей, под предлогом утепления здания конюшни стали строить двойные стены в комнатах и ссыпать землю туда. И уже 26 сентября 1943 года побег состоялся.
Казалось, вот-вот узники будут спасены. Но передвижение по туннелю превратилось в еще одно испытание. Проблема состояла в том, что если кому-нибудь вдруг стало бы плохо (среди беглецов были старики, а длина туннеля составляла двести пятьдесят метров!), для пробирающихся за ним людей путь к спасению был бы отрезан.
Лишь сто девяносто человек благополучно добрались до партизанского отряда Бельского. Еще восемьдесят, выйдя из туннеля, не сориентировались в темноте, пошли в обратную сторону – на немецкие ворота. Началась стрельба. Одни были убиты сразу, других беглецов нашли в окрестностях, подвергли жестоким пыткам, а затем приговорили к смерти.
С декабря 1941 года по осень 1943 года в Новогрудке были уничтожены 10000 евреев (население небольшого поселка). За время немецкой оккупации в Лиде и районе замучены и убиты 8000 человек. Массовые убийства проводились и в других городах.
Жизнь после
Уже после войны одна из спасенных семьей Лавских девочек поселилась в Новогрудке, часто виделась с ними. Другая эмигрировала в Канаду, правда, всегда помнила о людях, ставших ей родными, посылала весточки о себе. Третью еще во время войны забрали родственники.
Евреи, сражавшиеся в партизанском отряде Тувьи Бельского, также дождались Победы (еврейский партизанский отряд Бельского, в январе 1944 года разделенный на отряд имени Калинина и отряд имени Орджоникидзе, организовался из семейной группы в мае-июне 1942 года. Действовал в Налибокской пуще. На момент освобождения в июле 1944 года в нем насчитывалось 1018 человек). Многие из них, потеряв всех близких, разъехались по разным уголкам земного шара. К сожалению, не все очевидцы тех давних событий живы: прошло слишком много времени. Но родные и близкие знают и помнят о том, что пришлось пережить их предкам в годы лихолетья.
– Одна из узниц Новогрудского гетто – Рая Кушнер, – замечает Галина Тадеушевна. – Вместе с отцом Зейделем Кушнером, сестрой Леей и другими евреями, выйдя из туннеля, она смогла добраться до партизанского отряда Бельского, повстречала там будущего мужа, и уже после Победы вся семья эмигрировала вначале в Европу, а затем в Америку. Сегодня родственники этих людей хотят внести свою лепту в дальнейшее развитие музейного комплекса Еврейского Сопротивления на Новогрудчине. Даже успели побывать на месте трагических событий. В гости в небольшой населенный пункт ожидают и самого президента Соединенных Штатов Америки Дональда Трампа. Ведь его зять Джаред Кушнер является внуком узницы трудового лагеря Раи Кушнер.
Чтобы знали и помнили
На месте массовой казни еврейского населения на Новогрудчине поставлен памятник. Приезжают с экскурсиями в эти места многочисленные путешественники, школьники. Посещаем и музей Еврейского Сопротивления. Правда, здесь вам не расскажут о великих сражениях, не увлекут очередной легендой или преданием. В небольшом помещении хранятся многочисленные портреты погибших, а также приговоренных к смерти, но выживших людей, хранится доподлинная история войны, самая трагическая ее часть – холокост и сопротивление ему…
– Учащиеся школ в начале экскурсии ведут себя по-разному: кто-то слушает внимательно, кто-то, находясь в приподнятом настроении от путешествия, не сразу настраивается на нужный лад, – в конце встречи замечает сотрудник музея. – Но как только мы доходим до рассказа о судьбах узников гетто, пережитых ими нечеловеческих испытаниях, потерях, на лицах читается серьезность, а в сердцах поселяется большое человеческое сострадание. Вполне возможно, ребятам тяжело слушать подобные истории, но есть очень мудрое высказывание: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего…»
Ольга МАТЕША, «Лідская газета» (lidanews.by)