При перепахивании огорода необычный камень из земли извлек осенью прошлого года житель Славного Сергей Павленкович. Что-то, вспоминает он, цеплялось за плуг и раньше. Но, когда работаешь, внимание на мелочи не обращаешь. А в этот раз плуг остановился намертво. Начал рукой отгребать землю и заметил блестевшую отполированную плиту. Провел ладонью еще — на плите показались буквы, хорошо заметные, выразительные. Понял, камень здесь оказался неспроста, таит он в себе некую загадку.
На помощь позвали Павленковичи хорошую свою подругу историка по специальности Татьяну Федоровну Воронько. Она подтвердила их предположение: камень надгробный, а вот графика букв неизвестная, по крайней мере, не соотносится с латинской или со старославянской азбукой. Сделала снимок надписи и отправила прочитать его знакомой в Могилев.
Вскоре Татьяна получила от Елены Цвикевич перевод выбитых на камне слов, написанных на иврите: «Человек цельный, прямой, сын господина Шмуэля Аарон Шенкерман, похоронен 12 апреля 1850 года». Перевела и значение слов: имя Аарон обозначает «светлый», «учитель», а фамилия Шенкерман — «человек, или мужчина, разливающий напитки». В Минске, в еврейской общине, Татьяне Федоровне подтвердили, что на досланном ей снимке изображение надгробия, порекомендовали установить его на месте, имеющем отношение к еврейскому кладбищу. Таковое, как рассказала нам Татьяна Федоровна, а затем и показала на местности, в Славном имелось и сохранялось еще в послевоенное время. Осталось от него всего ничего — бетонная пирамидка и вблизи ее металлическая ограда.
— Мы в детские годы свои, — вводит в курс дела Татьяна Федоровна, — приходили сюда, старожилы вспоминали, что в этой части нашего поселка проживали люди еврейской национальности и хоронились они именно здесь.
Иначе как еврейским кладбищем это никто и не называл…
А еще памятно было старожилам, что в Славном располагалась синагога (еврейский молитвенный дом), в красивом месте, на возвышенности, рядом с проходящей железной дорогой. Активное строительство железной дороги из Москвы на Варшаву велось в 60-е годы 19 века, а ветка в Славном появилась где-то в 1870 году. В это время небольшое, имевшееся ранее поселение получает заметное развитие. Действуют в Славном смолозавод и молокозавод, работает мельница, производятся бондарные изделия. Появляется и заправка водой паровозов. Забор воды производился на первых порах из речки у деревни Ильяне, а позже появились скважина и водокачка на территории поселка вблизи железнодорожной станции.
Поэтому, как предполагает Т. Ф. Воронько, коль был сын господина, о чем гласит надпись на камне, то был и господин. То есть были различные небольшие производства, ремесла, и этим в немалом своем числе занималось еврейское население. Надгробный камень был и найден недалеко от того места, где, предположительно, стояла синагога.
Дорогу, проходящую вблизи Славного, местные люди и сейчас еще по привычке называют трактом, добавляя к нему слово «екатерининский». По преданию, здесь проезжала императрица Екатерина II, наслаждалась редкими по красоте ландшафтами и воскликнула: «Ох, какое славное место!». С тех пор якобы и осталось жить это отвечающее действительности название населенного пункта.
Во время Великой Отечественной войны в Славном находилось гетто, фашисты расстреляли 12 марта 1942 года 140 человек еврейской национальности. На этом месте установлен памятный знак, находится братская могила.
Татьяна Федоровна скрупулезно вникает в каждый факт, имевший место в истории ее родной деревни. Убеждена, что мелочей, второстепенного в знании прошлого нет и быть не может. Вот поэтому и очередная находка должна занять надлежащее ей место в хронике времени, в котором жили, защищали и отстаивали родной край наши предки, которые дорожили всем, что по праву им принадлежало. Их дело продолжают молодые, неравнодушные к своему прошлому люди.
Виктор БИРЮКОВ, «Наша Талачыншчына» (natal.by)
Похожие статьи
Оставить комментарий