Волонтеры Могилевской еврейской общины при поддержке программы CHOICE провели каталогизацию еврейских кладбищ города Шклова и городского поселка Чаусы.
Шклов
В Шклове сохранились 130 надгробий. Самая старая мацева на местном кладбище (бесхаиме) датирована 5-м апреля 1852 года (вторым днем Песаха в 5612 году по еврейскому календарю). Надпись на камне гласит: «Тут покоится Штейн Яков сын Аарона, человек цельный и праведный господин, вечной памяти. Пусть душа его будет увязана в Узле Жизни».
Яков Штейн жил на склоне «золотого времени» для шкловского еврейства. Община появилась в местечке в первой половине XVII века. А в его конце, в 1699 году, секретарь австрийского посольства при дворе Петра I Георг Корб отмечал, что шкловские евреи составляли в «городе богатейшее и влиятельнейшее сословие».
С конца XVIII до середины XIX века Шклов был не только центром раввинской учености, так и местом распространения научных знаний и идей еврейского просвещения Хаскала. В 1783 году в местечке проживали 1054 еврея (47,2 процента от всего населения), в начале XIX века – 1884 еврея (79,1 процент). В 30-х годах прошлого столетия власти закрыли синагоги, хедеры и ешиву. Перед войной в Шклове проживали 2132 еврея (26,17 процентов от всего населения). Сейчас в городке насчитывается менее 20 евреев. Это, в основном, пожилые люди.
Бесхаим расположено на высоком холме. Подъехать к нему можно по круговой дороге в объезд, или пройдя через старинную полуразрушенную кирпичную лестницу, некогда покрытой крышей. Возможно, эта лестница вела в бейт-тахара — предпохоронное помещение.
Кладбище не огорожено. Местные жители вспоминают, что столбы от ворот бесхаима со стороны объездной дороги, разрушили немецкие танки, когда в 1941 году пытались проехать в Шклов. Разворачиваясь, машины разворотили немало каменных мацев. До сих пор на кладбище видны также следы от солдатских окопов.
На кладбище установлен столик и скамьи для пикников. Старинных надгробий почти не осталось. По рассказам местных жителей они были использованы в послевоенные годы в качестве строительного материала. Из 130 мацев, оставшихся на кладбище, только 3 надгробия имеют надписи на иврите. Также волонтеры нашли необычную мацеву 1951 года, где текст на идиш записан с помощью транслитерации на кириллице. Вероятно, тогда в Шклове уже не осталось людей, которые могли бы выбить надпись еврейскими буквами.
Большинство шкловских евреев вместе с евреями из других ближних местечек – около 3 тысяч человек – были расстреляны нацистами в сентябре 1941 года. Могилы жертв массового уничтожения евреев Шклова и его окрестностей, которых перезахоронили вернувшиеся с фронта и эвакуации родственники и земляки-евреи, также находятся на кладбище. На плитах выбиты имена только небольшой части узников шкловского гетто, захороненных здесь или в окрестностях Шклова.
В июне 2016 года волонтеры обнаружили только 130 мацев, на которых указаны даты — от 1852 до 1995 года.
Чаусы
В Чаусах перед войной проживало около 5 тысяч человек, из них около 2-х – евреи. По воспоминаниям местных жителей, в начале оккупации в июле 1941 в город дважды приезжали карательные отряды. Вместе с четырьмя коммунистами немцы расстреляли 51 еврея (в основном, мужчин). В августе 1941 года евреев Чаус и окрестностей, не сумевших эвакуироваться в советский тыл, оккупанты согнали в гетто, которое располагалось в жилых домах района Козинки. И уже 16-го, под видом переселения в другую местность, под охраной 26 немецких солдат и 15 полицейских, узников гетто погнали в урочище Дрануха, что на берегу Прони. Здесь их расстреляли из станковых пулеметов. Тогда были убиты 624 человека. Останки погибших после войны перезахоронили на еврейском кладбище родственники погибших. На месте захоронения установлен памятник, который находится под опекой местного коммунхоза. Памятник ухожен, в отличие от кладбища, заросшего непролазным бурьяном.
Кладбище, к сожалению, уже лишилось большей части надгробий, заросло травой и кустарником. Но еще сохранились следы рва и части полуразрушенной старинной каменной ограды. Часть гранитных мацев свалены на окраине кладбища. Они, по-видимому, предназначались к вывозу…
Ида ШЕНДЕРОВИЧ
P.S.Фотографии мацев и переведенные на русский язык имена и даты размещены на сайте http://mogjewshistory.ru/