«Международные чтения «Днепровский паром», проходившие 6-8 августа (2017 года, прим.«Авив»), ушли в историю, — сообщается на сайте Лоевского районного исполнительного комитета. — Идея проведения научных чтений по истории и культуре Лоевского и Брагинского районов, которые территориально входят в Среднее Поднепровье, возникла фактически сразу после образования семейного клуба «Наследники Лоя», созданного при музее битвы за Днепр. Именно деятельность клуба, направленная на объединение энтузиастов-любителей, краеведов, историков, ученых и просто патриотов своей малой родины в целях изучения истории Лоевщины, послужила поводом проведения в рамках реализации проекта международной технической помощи «Развитие потенциала сети семейных клубов в Чернобыльской зоне с целью улучшения социально-экономической ситуации» международных историко-краеведческих чтений «Днепровский паром».
Не обошли участники чтений и еврейскую тему. Вот, что пишет историк из Израиля Леонид Смиловицкий в газете «Берега», который посетил место расстрела лоевцев.
«Мне помогают жители Лоева — Николай Иванович Анисовец и Борис Израилевич Кацман. Пытаюсь прочитать надпись на памятнике на русском языке. Однако буквы уже стерлись наполовину и почти не читаются. Выручает Ксения Семашко, старший научный сотрудник городского музея битвы за Днепр. В списке я насчитал 67 фамилий жителей Лоева, без указания национальности.
Николай Иванович Анисовец уточняет, что в братской могиле на гражданском кладбище в Лоеве были преданы земле не только белорусы, но и евреи. Он указал их имена: Мотель Шлемович Ганкин (1918 г.р.), Гирш Левин (1913 г.р.), Константин (1913 г.р.), Залман Рассин (1912 г.р.), Мария Субботина (1916 г.р.), Абрам Матвеевич Тамаров (1888 г.р.), Софья Шевелевна Эренбург. Похоронены здесь и матери-белоруски с детьми от еврейских мужей, которые сражались с немцами в Лоевском партизанском отряде «За Родину». Это Софья Ивановна Курс (1912 г.р.) и ее дочь Валечка (1940 г.р.), Степанида Андреевна Фрадлина (1916 г.р.) и ее дети Яшенька (1939 г.р.) и Верочка (1941 г.р.), Леночка (1937 г.р.), Мария Ивановна Ганкина (1916 г.р.) и ее дети Яшенька (1936 г.р.) и Фанечка (1934 г.р.). Всего – 16 человек. Мотель Ганкин, муж Марии Ивановны, не успел уйти в партизаны, и был расстрелян как еврей. Трагедия произошла в августе 1942 года, когда каратели взяли заложниками семьи партизан, белорусов и евреев, добиваясь, чтобы их родные вышли из леса и сложили оружие. Людей продержали две недели в доме Фрадлина, а когда стало ясно, что провокация не удалась, всех расстреляли.
На кладбище в братской могиле по ул. Комсомольская (до войны Козерогова) сделали надпись в память обо всех жертвах в Лоеве и Лоевском районе во время немецкой оккупации 1941- 1943 годов.
В Лоеве нет краеведческого музея, где можно было бы рассказать о жизни евреев и белорусов в этом древнем городе. Музей битвы за Днепр, открытый в Лоеве 9 мая 1985 года, как филиал Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны в ознаменование сорокалетия Победы, этого не предусматривает. Слишком много для маленького Лоева, вероятно, решили в еще советском Министерстве культуры. И эта несправедливость до сих пор не исправлена. Не удивительно, что последние пять еврейских семей, оставшихся в современном Лоеве от некогда многочисленной еврейской общины, не имеют представления о еврейской истории и традициях. Синагогу в центре города разрушили и сожгли, а после войны это место заасфальтировали.
Остается только надеяться, что еврейская история Лоева будет выведена из забвения. Об этом есть, кому позаботится. И прежде всего, в этой роли должны выступить Союз Белорусских еврейских общественных организаций и общин, Американский еврейский распределительный комитет (Джойнт), Иудейское религиозное объединение Беларуси, общественное объединение «Белорусский союз евреев инвалидов и ветеранов войны, партизан и подпольщиков», Белорусское общественное объединение евреев – бывших узников гетто и нацистских концлагерей, Фонд им. Саймона Лазаруса из Великобритании, занятый сохранением памяти Холокоста евреев в Беларуси с конца 90-х годов и другие организации».
Леонид СМИЛОВИЦКИЙ