В Дубровно меня привезли три Александра — Александр Лазаревич Литин (фотограф, этнограф, вдохновитель и организатор проекта «История могилевского еврейства. Документы и люди»,; Александр Яковлевич Розенберг (председатель еврейской религиозной общины Орши) и Александр Иванович Сомов (подполковник в отставке, фотограф-художник)
Сначала поехали на место массового расстрела евреев Дубровно. Там у бетонного забора льнозавода мы увидели скромный памятник. Стандартная пирамида с абстрактной надписью: «Здесь похоронены советские граждане, погибшие от рук фашистских палачей 1941-1942 гг.» И только спустя шесть десятилетий разрешили уточнить, что это были евреи (всего не менее 3000 чел.). С четырех сторон к обелиску прикрепили таблички из черного мрамора с выгравированными фамилиями. Конечно, с теми, которые удалось установить – всего несколько сотен.
Потом наша цель – старое еврейское кладбище. Это все, что осталось от некогда многочисленной и процветавшей общины. Евреи появились в Дубровно в XVII веке. Одни занимались ткачеством, другие вели торговлю лесом и хлебом, третьи были искусными ремесленниками, услугами которых с охотой пользовались жители всей округи. В 1851 году в Дубровно имелось 14 синагог и десятки хедеров, действовали четыре фабрики по выработке талесов. В 1880 году евреям принадлежало 453 дома из 913. Если говорить о демографии, то картина получается следующая. В 1833 году в Дубровно проживали около двух тысяч евреев, в 1939 году — 2119.
В Дубровно родились М.С.Беленький, А.И.Быховский, З.Х.Либинзон, Ю.Н.Липский, С.С.Поляков, Я.С.Поляков, М.-Л.Родкинсон, А.-М.-М.Усышкин, И.-Д.-Б.Фрумкин, Шауль-Хаим Горовиц, раввин, автор комментария к Талмуду. Напомним только имя одного из этих людей — Авраам Менахем-Мендл Усышкин — сионистский лидер, которого по праву называют в когорте отцов-основателей будущего еврейского государства.
Мы спрашиваем дорогу к сельхозтехникуму, которую местные жители охотно показывают. Сейчас август, учащиеся на каникулах, вступительные экзамены позади и никого нет, тихо. Фотографирую вывеску над входом – Дубровенский государственный профессиональный лицей сельскохозяйственного производства.
Мои провожатые знают, что показывать. Мы идем на задний двор. Там устроены гигантские ангары с комбайнами и прочей сельхозтехникой, производственные мастерские и стадион стандартных размеров. Стадион стоит на костях евреев Дубровно. И построили его не так давно. В 2001 году директор лицея кандидат сельскохозяйственных наук Михаил Дмитриевич Евтушенко предложил учащимся собрать надгробные камни и установить их за футбольным полем, у забора стадиона. Тогда это была граница кладбища. Учащиеся установили немногим более сорока надгробий, как символ памяти евреев Дубровно. В мастерских учебного заведения изготовили металлическое ограждение с магиндовидами, покрасили. Директор гордится своей идеей и искренне считает, что исполнил долг перед земляками, а его питомцы получили лучший урок интернационального воспитания, доброты и гуманизма.
Ну, это как посмотреть. Когда бульдозер по распоряжению ответственных лиц из райисполкома вывернул мацевот и сгреб в одну кучу, нужно было что-то делать. Но куда их девать? Вот и придумали для отвода глаз создать небольшой «зоопарк». А остальные могильные камни, на которых за триста лет стерлись даже надписи, использовали как ограду для клумб прямо под окнами директорского кабинета. Зато теперь на стадионе спокойно можно проводить спортивные мероприятия. Косточки же еврейские так и остались лежать в земле, убрали только мацевот …
В беседе с журналистами директор лицея не без гордости рассуждал, что не по-человечески забывать о тех, кто жил до нас. «Родственники они наши или нет, одних кровей мы или разных, – сказал Михаил Дмитриевич Евтушенко. — Мы и дальше будем смотреть за этими памятниками. Может быть, найдутся родственники тех, кто здесь погребен, и они будут приходить на могилы» (А. Шульман. «На родине моих снов», Мишпоха, № 25, 2010 г.)
Так и хочется процитировать классика: «О, святая простота!»
Леонид СМИЛОВИЦКИЙ, Иерусалим, сайт «Мы здесь»