- Aviv - http://aviv.by -

Музей еврейского сопротивления

В израильский русскоязычный еженедельник «Мост» поступает много писем из Беларуси. Вот и очередное сообщение прислала Тамара Вершицкая из Новогрудка. Может быть, ее информация заинтересует вас и вы «пополните» ее «Саквояж» новыми деталями, характерными для далекого военного времени. Ваши материалы будут использованы на уроках и внешкольных занятиях по Холокосту в белорусских школах.
Информация прислана нам из Иерусалима Леонидом Смиловицким.
«Уважаемая редакция еженедельника «Мост»! Меня зовут Тамара Вершицкая. Я основала Музей Еврейского Сопротивления в городе Новогрудке (Беларусь), курирую этот музей, провожу экскурсии и занимаюсь образовательными проектами по Холокосту. Буду признательна, если Вы поможете донести информацию о наших планах через Вашу газету.ВЕРШИЦКАЯ
Тамара Вершицкая, куратор Музея еврейского сопротивления в Новогрудке e-mail: Wtamar@mail.ru»
В белорусском городе Новогрудок есть Музей еврейского сопротивления. Экспозиция была открыта в бараке бывшего гетто 24 июля 2007 года. Этот музей возник не случайно именно здесь. 26 сентября 1943 года последние остававшиеся в живых в гетто евреи ушли через туннель, который они прорыли из барака, где сейчас находится музей. В 2007 году были проведены археологические раскопки, был найден вход в туннель, что подтвердило почти забытую историю. Забытую не теми, кто это сделал, а теми, кто жил в этом городе многие десятки лет после войны.
Через четыре месяца после того, как был обнаружен вход, – ровно столько узники рыли свой туннель – в бывшем бараке была открыта экспозиция, посвященная людям, которые сделали свой выбор в пользу жизни и победили. Их было 227, тех, кто бежал через туннель, и более тысячи евреев, которые уцелели и дожили до конца войны благодаря еврейскому партизанскому отряду братьев Бельских. И у каждого – своя история, своя трагедия. Но их дети, внуки и правнуки всегда будут гордиться тем, что они смогли бросить вызов смерти и победили.
В свидетельствах участников побега, хранящихся в архивах «Яд Вашем» и Еврейского исторического института в Варшаве, туннель и жизнь в лесу в отряде Бельского занимают незначительную часть по сравнению с тем, что довелось пережить в гетто. Страдания, унижения и смерть перевесили все. Но именно туннель и отряд Бельского дали им надежду и силы и позволили остаться в живых. Это был их единственный шанс, так как в сентябре 1943 года гетто в Новогрудке было одним из последних в Беларуси, и, кроме еврейского отряда, больше идти было некуда.
Почему это стало возможно именно здесь? Кто были эти люди, которые, несмотря ни на что, сохранили волю к жизни? Почему новогрудским евреям удалось то, что безуспешно или с гораздо меньшим успехом пытались сделать в других местах и в других странах? Почему самый многочисленный еврейский партизанский отряд в оккупированной нацистами Европе был именно здесь, в Беларуси?
Музей еврейского сопротивления в Новогрудке – не только о евреях и не столько для евреев. Это – не голливудский фильм «Defiance» («Вызов»), в котором кроме евреев и одного русского командира никого больше нет. Нет даже немцев. Евреи жили, умирали и боролись рядом с белорусами, поляками, русскими, татарами. Беларусь была для них родиной, как и Эрец Исраэль.
Сегодня в Новогрудке нет еврейской общины. Но у города есть история, неотъемлемой частью которой являются евреи. Начиная с 2003 года, на базе Музея еврейского сопротивления прошел ряд семинаров и конференций по Холокосту, истории и культуре евреев Беларуси для учителей средних школ со всей республики. В семинарах принимали участие лекторы из «Яд Вашем», Московского научно-просветительного Центра «Холокост», Лондонского еврейского культурного Центра, Музея истории и культуры евреев Беларуси. Некоторые учителя прошли обучение в школе «Яд Вашем» и по собственной инициативе используют тему Холокоста на уроках и во внеклассной работе. Однако преподавание Холокоста не включено в обязательную программу средних школ Беларуси.
В Новогрудке, который известен в еврейском мире как один из центров обучения в прошлом, создается Центр продвижения образования по Холокосту в Беларуси. Инициаторами его создания стали Новогрудский историко-краеведческий музей с отдельной экспозицией, Музей еврейского сопротивления и Рик Гаркавы, предки которого были раввинами в Новогрудке, а Александр Гаркавы самым непосредственным образом поддержал новогрудскую еврейскую общину после Первой мировой войны, доставив в город помощь, собранную новогрудскими эмигрантами в США. Благодаря его усилиям община встала на ноги в первые годы II Речи Посполитой. Более того, приезд Александра Гаркавого способствовал созданию структуры, которая активизировала членов общины и обеспечила ее устойчивое развитие. Успех еврейской общины Новогрудка запечатлен в документальном фильме «Новогрудок.1931» (www.youtube.com/ watch?v=vvA6PK33fcA www. youtube.com/watch?v=JakvlB_ ln50.)
Это было одной из главных причин, почему новогрудские евреи смогли действовать сплоченно и на благо всех даже перед лицом тотального уничтожения. Ведь не случайно Тувия Бельский поставил спасение жизни евреев выше задачи уничтожать врагов и выше спасения собственной жизни.
Новогрудский Центр продвижения образования по Холокосту планирует проведение семинаров для учителей средних школ Беларуси на регулярной основе. Первый семинар состоится 11-14 октября 2018 года и будет приурочен к открытию Стены памяти в честь всех 227 узников новогрудского гетто, бежавших через туннель. Беспрецедентный по продолжительности строительства туннеля и организации побега акт сопротивления новогрудских евреев заслуживает того, чтобы войти в учебную программу не только в школах Беларуси. Школьники и студенты Израиля и других стран должны знать не только места, где евреев массово уничтожали, но и те, где они успешно сопротивлялись. В Беларуси был ряд восстаний евреев в гетто: Лахва, Клецк, Несвиж, Глубокое, о которых рассказывает Борис Мафцир в документальном фильме «До последнего шага» (www.youtube.com/ watch?v=sZuIK6UX4Ow&feature=emupload_owner)
В документах Национального архива Республики Беларусь зафиксированы имена 7.557 евреев, участвовавших в партизанском движении сопротивления. На месте стоянки отряда Бельского, лагерь которого жители Налибокской пущи иначе не называли как «Лесной Иерусалим», и на месте последнего боя партизан отряда №106 под командованием Шолома Зорина должен побывать каждый будущий солдат израильской армии. Алан Белл, сын Арона – младшего из братьев Бельских, будучи школьником в Америке, никак не мог понять, о какой войне говорила учительница на уроках истории. Она рассказывала о гетто и массовых расстрелах, а в его семье война – это лес и партизаны. Может быть, пришло время увидеть другую сторону Холокоста – евреев, которые не только бросили вызов, заявив: «Никогда в гетто!», но и спасли более тысячи жизней других евреев?
Учебные семинары будут проводиться как в Новогрудке, так и в других городах Беларуси.
В отсутствие учебника для преподавания мы создаем учебный «Саквояж», в который хотим положить документы о событиях и свидетельства людей, их переживших. Наш первый документ – это дневник Беньямина Берковича, написанный в новогрудском гетто. Беркович не описывал происходившее день за днем, но его девять картонок-страниц позволяют увидеть и понять, как на его глазах рушилась цивилизация. Возможно, именно он станет символом Холокоста в Беларуси и голосом тех, чьи лица мы никогда не увидим, как и лицо Берковича, последними словами которого было «огромное проклятие всему человечеству».
Мы хотим, чтобы в «Саквояже» были истории, рассказанные детьми, которые сумели выжить; истории о тех, кто погиб, а также рассказы о мужественных людях, которые рисковали своей жизнью, чтобы помочь евреям, тем самым сопротивляясь нацистам. Письма и мемуары, свидетельствующие о жизни евреев до войны; дневники, стихи, рисунки, созданные теми, кто был свидетелем Холокоста в Беларуси; истории о взаимоотношениях евреев с их нееврейскими соседями; небольшие предметы, принадлежавшие евреям белорусских штетлов (личные вещи, такие как очки, обувь, игрушки, религиозные предметы, книги и т.д.) – мы надеемся собрать их с вашей помощью. У каждого документа и предмета должна быть история.
К сожалению, в Беларуси сохранилось очень немногое. Мы обращаемся ко всем, у кого корни из Беларуси: если в вашей семье есть что-то, чем вы можете поделиться (можно копии), мы будем очень признательны и заранее благодарим за поддержку.
В «Саквояже» также будет представлено руководство для учителей, объясняющее значение предметов, и рекомендации для их использования в преподавании Холокоста. Учебный «Саквояж» будет путешествовать по всей Беларуси, передаваясь из школы в школу на определенный период времени.
Ждем, что жители Израиля откликнутся и помогут укомплектовать наш учебный «Саквояж» к началу нового учебного года, как, впрочем, мы ищем и сам саквояж/чемодан с историей.