Старый Новый год — праздник, непонятный для иностранцев, но горячо любимый в ряде стран. Какое значение он несет для тех, кто его отмечает? Возможно, это попытка задержать еще на один день предвкушение чуда, ощущение праздника и радости, только теперь уже в ночь на 14 января. Возможно, это возвращение к истории, к моменту, когда в 1918 году был введен григорианский календарь, но так и осталась тяга к дате юлианского календаря.
В России 1 января в качестве Нового года вводит в 1700 году Петр I. Однако на территории Беларуси, которая входила в состав Великого Княжества Литовского, Новый год 1 января встречают с 1364 года.
Мы учим в начале трактата Рош а-Шана, в книге Мишна, вышедшей в свет в начале III века нашей эры, о существовавших на то время четырех новых годах у евреев, в том числе для царей, для животных и для деревьев. Не только в Израиле, но и в Индии существует традиция отмечать разные новые года в разное время года. Однако, как если бы этого разнообразия было недостаточно, в Талмуде, где объясняется о разных новых годах, мы читаем еще и о том, что на определенном этапе было несколько дат для празднования Нового года деревьев. Согласно мудрецу Гиллелю, Ту би-Шват нужно было отмечать 15 швата. А другой мудрец Шамай настаивал на том, что Новый год деревьев, как и остальные новые года, должен быть первого числа. 15 швата было предложено Гиллелем в связи с тем, что раннецветущие деревья Израиля пробуждаются и начинают новый цикл плодоношения именно к этой дате. И этот фактор стал решающим для установления даты празднования не первого числа. Данная история учит нас изменениям не в сторону даты, а в сторону объекта празднования.
Ту би-Шват, Новый год деревьев, долгое время не имел не только конкретной даты, но и системы празднования. То, что сегодня мы съедаем в определенном порядке фрукты, разделяя их на плоды с кожурой и косточкой, только косточкой и без всего этого, а также переходим от бокала белого вина (сока) к красному, символизируя тем самым движение к весне, — это достаточно поздняя традиция XVI—XVIII веков. Сменяются эпохи — добавляются новые обычаи. XIX—XX века принесли традицию сажать к празднику новые деревья. А в XXI веке прибавились уроки по экологии.
Старый Новый год, который официально не празднуют, но о котором все помнят и знают, и Новый год деревьев, который отмечают в еврейских общинах, похожи тем, что оба приходятся не на первое число. Порой важно задуматься, всегда ли именно первое число — начало чего-то. Путь к обновлению, принятию решений или пробуждению от зимы или прошлого года может начаться любого числа. Главное, чтобы для этого было достаточно веры, здоровья и сил.
Главный раввин РООПИ в Беларуси Григорий АБРАМОВИЧ, «Народная газета» (sb.by)