На 96-м году жизни умер писатель, драматург и сценарист Леонид Зорин (Зальцман). Его пьесы ставились в разных театрах СССР и России, по его сценариям были сняты фильмы «Транзит», «Человек ниоткуда», «Царская охота» и «Покровские Ворота»
Зорин родился в 1924 году в Баку, в 1940-х окончил Азербайджанский университет им. Кирова и московский Литературный институт им. Горького. Его первая пьеса «Молодость» была поставлена в 1949 году в Малом театре. Впоследствии пьесы Зорина ставились в разных театрах. Большую популярность, в частности, получила «Варшавская мелодия»: в ней рассказывается о любви польской девушки Гели и русского юноши Виктора, которые не смогли пожениться из-за принятого в 1947 году указа Президиума Верховного Совета СССР, запрещающего браки с иностранцами.
Среди прочего Зорин написал сценарии к фильмам «Транзит» (в главных ролях — Михаил Ульянов, Марина Неёлова, Альберт Филозов, Евгения Симонова), «Царская охота» (в главных ролях — Николай Еременко и Светлана Крючкова), «Человек ниоткуда» (в главных ролях — Анатолий Папанов, Сергей Юрский и Юрий Яковлев) и «Покровские Ворота» (в главных ролях — Олег Меньшиков, Леонид Броневой, Инна Ульянова и др.). Последний, созданный на основе одноименной пьесы, которую сам автор называл совершенно автобиографическим произведением, стал одной из самых известных советских картин.
В 1974 году писатель был награжден орденом «Знак Почета» за заслуги в области советской литературы. В 2008-м он был удостоен литературной Премии Ивана Петровича Белкина за автобиографическую повесть «Медный закат», а в 2009 году — III премии «Большая книга» за сборник рассказов «Скверный глобус».
«Зорин был выдающийся прозаик. Во всяком случае, его повесть «Алексей» и пьеса «Пропавший сюжет» — это, я думаю, самые пронзительные и трагические истории любви. Он был выдающимся мастером: так строить диалог, как Зорин, мало кто умел. И уже сравнительно поздние его пьесы лишний раз напоминали, что ремесло его не слабеет. Он оставался во всеоружии своего мастерства. И каждая его повесть — а он публиковал в «Знамени» по две повести в год уже после 90 лет — подтверждала, что манера его, его ритмическая проза, его удивительное обаяние, все оставалось», — сказал РБК писатель Дмитрий Быков.
rbc.ru, 31.03.20.
Похожие статьи
Оставить комментарий