В опубликованном списке указаны 87 фамилий выдающихся деятелей советской культуры, евреев но национальности. А всего этого высокого звания были удостоены 1006 человек (музыкантов, кинематографистов, актеров театра и эстрады), представителей большинства национальностей, населявших СССР. Нет сомнения, что это цвет советской культуры. Но удивляет, что в списке нет очень многих всемирно известных деятелей культуры.
По-моему, причину найти нетрудно. Ведь начиная с 1936 года (со времени присуждения этого звания) вплоть до марта 1953 года, в стране царила абсолютная диктатура, когда все зависело от прихоти нескольких человек, а в основном от Сталина, который любил лично утверждать такие списки.
Особенно это касалось евреев. Все началось в конце 40-х годов и закончилось только с перестройкой. В стране царил государственный антисемитизм. Не помогли решить проблему легализации евреев ни Хрущев, ни Брежнев. Чем же объяснить, что в списке нет всемирно известных людей, о которых я хочу вспомнить: Сергей Эйзенштейн, Исаак Дунаевский, Семен Чернецкий, Григорий Ярон, Марк Бернес, Лео Арнштам, Александр Митта, Борис Волчек, Владимир Вайншток, Марк Розовский, Владимир Шаинский…
Это далеко не полный список…
_______________________________________________________________________________________________________
ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович (первоначально Айзенштайн). (1898, Рига – 1948, Москва).
Кинорежиссер, педагог, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Сталинских премий.
Он родился в семье главного архитектора Риги. Мальчик знал английский, французский и немецкий языки, увлекался фотографией и рисованием.
В марте 1918 года вступил в Красную Армию, разъезжает и живет в агитпоездах по северо-западу России. Спустя 2 года стал художником-постановщиком Первого рабочего театра Пролеткульта. Учился в Москве у Всеволода Мейерхольда.
В 1924 году Сергей Эйзенштейн поставил фильм «Стачка», за который он удостоен серебряной медали Всемирной выставки в Париже.
Затем последовал триумф «Броненосца «Потемкина» (1925), который великий Чарли Чаплин назвал «лучшей кинокартиной мира».
В 1938 году на экраны вышел фильм Эйзенштейна «Александр Невский» с музыкой Сергея Прокофьева, а в конце Отечественной войны – 1-я серия «Ивана Грозного». Оба фильма были удостоены Сталинской премии. Но вторую серию «Ивана Грозного» Генсек приказал смыть, так как считал, что Эйзенштейн «обнаружил невежество в изображении исторических фактов, представив прогрессивное войско опричников в виде шайки дегенератов». Другое мнение было у Чаплина, сказавшего, что «этот фильм представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а, на мой взгляд, это превосходнейший метод ее трактовки. Когда я думаю, до какой степени искажаются события даже самого недавнего прошлого, я начинаю весьма скептически относиться к истории как таковой. Между тем поэтическая интерпретация истории создает общее представление об эпохе. Я бы сказал, что произведения искусства содержат гораздо больше истинных фактов и подробностей, чем исторические трактаты». Сергей Эйзенштейн согласился с высказыванием вождя, но на деле не собирался исполнять приказание. Затянув с переделкой, он сохранил картину потомкам. К сожалению, великому мастеру не удалось закончить этот фильм. В феврале 1948 года он умер от сердечного приступа.
_______________________________________________________________________________________________________
ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович, полное имя Ицхак-Бер бен Бецалель-Йосеф Дунаевский. (1909, Лохвица, Украина – 1955, Москва).
Исаак Осипович – классик советской массовой песни, оперетты и киномузыки. Окончил Харьковскую консерваторию, работал в местном русском театре, руководил Ленинградским мюзик-холлом, ансамблем песни и пляски Дворца пионеров, во время Отечественной войны руководит ансамблем ЦД железнодорожников.
Исаак Дунаевский – автор песен к кинофильмам: «Веселые ребята», «Три товарища», «Вратарь», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Искатели счастья», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна», «Кубанские казаки».
Кроме песен Дунаевский написал несколько оперетт и другой музыки.
Актер Григорий Ярон сказал об Исааке Дунаевском: «Он умел силой своего таланта преодолевать серость, казенщину…»
Композитор удостоен двух Сталинских премий (1941, 1951). Он – народный артист РСФСР (1950).
_____________________________________________________________________________________________________
ЧЕРНЕЦКИЙ Семен Александрович (1881, Одесса – 1950, Москва).
Семен Александрович – военный дирижер оркестров, композитор и педагог. Чернецкий в 1917 году окончил Петербургскую консерваторию. Инспектор оркестров Петроградского военного округа (1918-1924), Красной Армии и Флота (1924-1949). Он – организатор первых советских военных оркестров: образцового духового оркестра Московского военного округа (1932), Первого показательного оркестра Центрального Дома Красной Армии (1928 1933). Преподавал на военном факультете Московской консерватории (с 1946 года – профессор). По его инициативе были открыты школы военных дирижеров в Москве и Ленинграде. Чернецкий был художественным руководителем и дирижером сводного оркестра Московского гарнизона, которым руководил на парадах в Москве (в том числе на параде Победы в 1945 году).
Семен Чернецкий – автор многих военных маршей. Генерал-майор. Лауреат Сталинской премии (1946), заслуженный деятель искусств РСФСР (1936).
_______________________________________________________________________________________________________
БЕРНЕС Марк Наумович, при рождении — Менахем-Ман Неухович Нейман (1911, Нежин, Украина – 1969, Москва).
Марк Наумович – артист многих московских театров. Больше известен как киноактер. Снимался в художественных фильмах: «Тарас Шевченко», «Максимка», «Истребители», «Два бойца» и др. Был прекрасным исполнителем многих песен.
Огромный успех Бернеса в кино и на эстраде породили злобу недоброжелателей. И хотя для Бернеса писали известные композиторы Колмановский («Я люблю тебя, жизнь»), Баснер («С чего начинается Родина»), Френкель («Журавли») и др., появились в газетах «Комсомольская правда» и «Советская культура» за подписью драматурга Е.Шатуновского и композитора Г.Свиридова гнусные статьи, порочащие знаменитого артиста. Бернеса не выпускали в зарубежные гастроли.
Все это отразилось на здоровье актера, который рано ушел из жизни.
_______________________________________________________________________________________________________
ЯРОН Григорий Маркович (1893, Петербург – 1963, Москва).
Григорий Маркович – актер оперетты, режиссер, либреттист. Окончил драматическую студию в Петербурге (1912). Выступал на сценах театров оперетты Петрограда, Киева, Одессы, Москвы. Один из основателей Московского театра оперетты, в котором работал актером и режиссером. (1927-1939) и зав.художественной частью (1942-1945). Исполнял главные роли опереттах «Марица», «Сильва», «Принцесса цирка», «Роз-Мари», «Свадьба в Малиновке» и многих других.
Григорий Маркович Ярон – народный артист РСФСР (1940).
_______________________________________________________________________________________________________
АРНШТАМ Лео Оскарович (1905, Екатеринослав, ныне – Днепр, Украина – 1979, Москва).
Кинорежиссер, сценарист Лео Арнштам в 1923 году окончил в Петрограде консерваторию имени Римского-Корсакова по классу фортепиано. Был заведующим музыкальным отделением театра имени Всеволода Мейерхольда.
С 1929 по 1942 годы работает на киностудии «Ленфильм», с 1945 года – на киностудии «Мосфильм». Среди его фильмов: «Встречный», «Подруги», «Друзья», «Зоя», «Глинка», фильм-концерт «Ромео и Джульетта», «Урок истории», «5 дней, 5 ночей». Он написал сценарии 12 фильмов.
Лео Арнштам – народный артист РСФСР, лауреат 2-х Сталинских премий (1946, 1947).
_______________________________________________________________________________________________________
МИТТА Александр Наумович, настоящая фамилия – Рабинович (родился в 1933 году).
Митта никогда не скрывал еврейского происхождения. Большинство его родственников, в том числе и мать, были репрессированы, многие из них были расстреляны.
После окончания школы Александр поступил на архитектурный факультет МИСИ, но после его окончания стал работать в… «Крокодиле» и «Веселых картинках». В 1960 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, где его учителем был Михаил Ромм.
Дипломной работой Митты стал фильм «Друг мой, Колька» (вместе с А.Салтыковым). Неожиданно фильм попал в двадцатку лучших за год, его посмотрели 24 миллиона зрителей.
Фильм Митты «Звонят, откройте дверь» в 1966 году получил главный приз в Венеции «Золотой лев Святого Марка». Успех выпал и на фильмы «Гори, гори, моя звезда» и «Точка, точка, запятая» (1973). Наибольший успех пришелся на фильм «Экипаж» (1979).
После кинокартины «Затерянный в Сибири» Митта почти на 10 лет исчез из поля зрения. Он побывал в США, в Гамбурге преподавал режиссуру, создал собственную режиссерскую студию в Москве.
В начале 21 века Александр Митта пришел в российское кино сериалом «Таежный роман», за который в 2002 году он получил Государственную премию России.
_______________________________________________________________________________________________________
ВОЛЧЕК Борис Израилевич (1905, Витебск – 1974, Москва).
Оператор-постановщик и кинорежиссер Борис Волчек окончил ВГИК в 1931 году. Почти сразу же был приглашен преподавать в нем. Руководил мастерской операторского факультета ВГИКа, с 1942 года – профессор.
Волчек работал оператором-постановщиком фильмов Михаила Ромма: «Пышка», «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Мечта», «Секретная миссия», «Убийство на улице Данте».
В 1960 году Волчек обратился к режиссуре. Поставил фильмы: «Сотрудник ЧК», Обвиняется в убийстве», «Командир счастливой «Щуки», в которых выступил также как сценарист и оператор.
Борису Волчеку трижды присуждалась Сталинская премия (1946 год — за операторскую работу в фильме «Человек №217»; 1948 – фильм «Русский вопрос»; 1951 – «Секретная миссия»). Он также удостоен Государственной премии России (1971) за фильм «Обвиняется в убийстве». В 1958 году Волчек удостоен звания «заслуженный деятель искусств РСФСР».
_______________________________________________________________________________________________________
ВАЙНШТОК Владимир Петрович, литературный псевдоним — В. Владимиров (1908, Санкт-Петербург – 1978, Москва).
С 1924 по 1927 гг. Владимир Вайншток учился в Ленинградском институте экранных искусств. С 1925 года работал на киностудии «Белгоскино» и различных съемочных площадках страны. Тогда же дебютировал в качестве режиссера.
С 1941игода Вайншток занимался литературным трудом.
В годы Великой Отечественной войны Вайншток возглавил киностудию «Мосфильм».
Владимир Вайншток известен как сценарист. Его сценарии фильмов «Мертвый сезон» (режиссер С.Кулиш), «Миссия в Кабуле» (Л.Квинихидзе), «26 дней из жизни Достоевского» (А.Зархи) стали учебным пособием для многих авторов.
В 1973 году Вайншток вернулся к режиссуре. Им выпущены приключенческие фильмы «Всадник без головы» (по Майн Риду) и «Вооружен и очень опасен» (по Брет Гарту), которые стали лидерами проката.
Владимир Вайншток – заслуженный деятель искусств РСФСР.
_______________________________________________________________________________________________________
РОЗОВСКИЙ Марк Григорьевич (род. в 1937 году в Петропавловске-Камчатском).
Фамилия режиссера и драматурга, бессменного руководителя Московского театра «У Никитских ворот» Марка Розовского совершенно иная. Его отец, Семен Шпидман, был арестован и провел в сталинских лагерях 18 лет. Через несколько лет после его ареста мать Марка вышла замуж за сослуживца супруга, который усыновил ребенка. С тех пор Розовский носит его фамилию и отчество.
В 1960 году Марк окончил журфак МГУ, стал писать. Вскоре Марк Розовский стал знаменитым. Еще будучи студентом, он возглавил театр МГУ «Наш дом» и был его худруком 10 лет. Но в 1969 году театр закрыли за слишком смелый репертуар.
После закрытия театра «Наш дом» Розовский ставил спектакли во МХАТе, в БДТ в Ленинграде, в Театре оперы и балета им.Кирова, в Академическом театре им.Пушкина, в Театрн им.Ленсовета в Ленинграде, в Театре им.Маяковского, в театре кукол им.С.В.Образцова, в театре Польском во Вроцлаве, в кино, на телевидении и на эстраде.
В 1983 году Розовский возглавил новый московский театр «У Никитских ворот», где он ставил спектакли по сочинениям Михаила Зощенко, Исаака Бабеля, Николая Карамзина, а музыкально-драматические постановки «Песни нашего двора» и «Триумфальная площадь» стали визитными карточками театра. Благодаря Марку Розовскому в середине 70-х годов зрителям была представлена рок-опера «Орфей и Эвридика», а на сцене БДТ он поставил «Историю лошади» (по повести Л.Толстого «Холстомер») с блистательным актером Евгением Лебедевым в главной роли.
Марк Розовский – народный артист РСФСР, дважды был признан «Россиянином года».
_______________________________________________________________________________________________________
ШАИНСКИЙ Владимир Яковлевич (1925, Киев – 2017, Сан-Диего, США).
Отец будущего композитора Яков Борисович – инженер-химик; мать – Ида Менделевна – микробиолог.
В 1936 году Владимир поступил в музыкальную школу при Киевской консерватории по классу скрипки. В начале войны семья Шаинских эвакуировалась в Ташкент, где он учился в консерватории. С 1943 года Шаинский служил в полку связи, где стал писать музыку.
После войны Шаинский учился в Московской консерватории, работал в оркестре Леонида Утесова, был оркестровщиком, композитором и музыкальным руководителем различных эстрадных оркестров.
Наибольшую популярность принесли Шаинскому мелодии художественных и мультипликационных фильмов. Среди них: «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин», «Школьный вальс», мультфильмы: серии про Чебурашку, «Катерок», «Веселая карусель», «Крошка енот», «38 попутаев» и др. Всего Владимиром Шаинским написано более 300 песен.
Владимир Шаинский работал в разных музыкальных жанрах. Он создавал симфоническую и оперную музыку для детей.
Шаинский награжден несколькими российскими орденами, ему присвоена Государственная премия СССР (1981). В 1986 году ему присвоено звание народного артиста РСФСР. Написал много песен на стихи еврейских поэтов Моисея Тейфа и Арона Вергелиса.
С 2000 года композитор живет в Израиле, с 2004-го он переезжает в Сан-Диего (США), но сохраняет за собой российское гражданство.
Безусловно, Шаинский был достоен звания народного артиста СССР, но, увы, этого так и не случилось.
_______________________________________________________________________________________________________
Семен ЛИОКУМОВИЧ, историограф «Авив»