Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения известного кинорежиссера заслуженного деятеля искусств России Валерия Рубинчика, ушедшего от нас в 2011 году. С 1969 года он работал на «Беларусьфильме», в 1990-м переехал в Москву, где преподавал и работал на «Мосфильме». В Музее истории белорусского кино до 30 апреля проходит персональная ретроспектива «Для меня кино важнее жизни», посвященная творчеству Рубинчика, а на телеканале «Беларусь 3» сегодня — его картина «Венок сонетов» и авторская программа Владимира Орлова «Люблю i памятаю».
Валерий родился в Минске в творческой семье Давида Рубинчика, работавшего директором в знаменитом на весь Советский Союз оркестре Эдди Рознера, после — директором Русского театра. Уже в 4-м классе Валерий написал в дневнике: «Я хочу быть кинорежиссером». Окончил три курса Белорусского театрально-художественного института, работал на киностудии «Беларусьфильм» разнорабочим, помощником режиссера, ассистентом. Несколько раз «штурмовал» ВГИК и, наконец, поступил в мастерскую Якова Сегеля. Его однокурсниками были Сергей Соловьев и Станислав Говорухин. У Рубинчика было несколько прозвищ — Сапфирчик и Феллинчик. Его актерский дебют состоялся в студенческой работе Говорухина «Аптекарша» по рассказу Чехова. Позже он сыграл адвоката в фильме Говорухина «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна».
После окончания ВГИКа Рубинчик вернулся в Минск и снял очень разные картины: «Могила льва», «Последнее лето детства», «Гамлет Щигровского уезда», «Венок сонетов», «Дикая охота короля Стаха», «Культпоход в театр». В этих фильмах снимались Олег Видов, Марис Лиепа, Игорь Ясулович, Евгений Евстигнеев, Олег Борисов, Евгений Стеблов, Юрий Ступаков, Валентина Талызина, Борис Плотников, Альберт Филозов, супруга режиссера актриса Валентина Шендрикова, сыгравшая Корделию в «Короле Лире» Григория Козинцева. В 1983 году вышел фарс «Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа», где в совершенно неожиданном амплуа зрители увидели Анатолия Папанова.
Удивляли своим пластическим решением, выбором тем и дальнейшие работы Рубинчика: «Отступник», «Комедия о Лисистрате». Снова на экране сияло созвездие актеров: Калягин, Коренева, Стеблов… Картина поставила и другой рекорд — по количеству обнаженных тел на экране (комедия Аристофана это позволяла). «Нелюбовь» — первый фильм, снятый по сценарию Ренаты Литвиновой. Зрители впервые увидели на экране актрису Ксению Качалину. Ее партнером стал опытный Станислав Любшин. Позже появились работы «Пейзаж с тремя купальщицами», документальный фильм о художнике Борисе Заборове, ироничная картина «Кино про кино», «Нанкинский пейзаж». Рубинчик преподавал в Институте современного искусства и во ВГИКе вместе с Сергеем Соловьевым. Среди его учеников — Анна Меликян, Алексей Сидоров, снявший «Бригаду», Елена Корикова и другие режиссеры и артисты.
Валерий Давидович признавался, что всех своих героев «превращает в прозрачных интеллигентов». Для него всегда была важна оценка его творчества на родине. Он был благодарен газете «СБ. Беларусь сегодня» за приз, которым издание отметило его фильм «Кино про кино» на IX Минском международном кинофестивале «Лiстапад».
–У Рубинчика я не только снимался, но и много занимался озвучением для его картин, — вспоминает заслуженный артист Беларуси Александр Кашперов. — Первая совместная работа — озвучение для его дебюта «Красный агитатор Трофим Глушков». До сих пор помню этот черно-белый фильм, он ни в чем не уступает ранним работам Никиты Михалкова и в чем-то перекликается с его картиной «Свой среди чужих, чужой среди своих». В «Могиле льва» я уже снимался. Общался на съемках с Марисом Лиепой, Олегом Видовым. У меня тогда родилась дочь Екатерина, а Видов снимался в Германии и привез мне соски и игрушки. В «Могиле льва» первоначально получился прекрасный материал, но после того как все стали вмешиваться, результат вышел несколько иным.
Александр Кашперов с удовольствием вспоминает еще об одной совместной работе с Рубинчиком в 1980-е годы — спектакле «Комедия о Лисистрате» в Театре-студии киноактера, куда Рубинчика пригласил тогдашний главный режиссер Борис Луценко:
— Валерий Давидович оказался большим фантазером. Перед тем как начать работу, показал нам картины американского режиссера Боба Фосса, которые мы тогда не могли нигде видеть. Он подготавливал нас к работе и, конечно, всех увлек своими идеями. Это была такая фантасмагория, в ней было много цирковых трюков. Актер Анатолий Гурьев, например, в одной из сцен повисал в воздухе. Рубинчик создавал не обычный спектакль, а настоящее зрелище. Где-то чуть-чуть оголялись молодые девчонки, хотя на белорусских подмостках это было не очень принято. Это не был эстетский спектакль, зритель к нам просто ломился. Он и в театре применил новаторский подход.
Известный оператор Юрий Елхов работал с Валерием Рубинчиком над двумя картинами:
— Первым моим фильмом, снятым с Валерием Рубинчиком, стал «Культпоход в театр». Это произошло сразу же после съемки фильма «Раскиданное гнездо» с Борисом Луценко, где изобразительному решению придавалось большое значение. Я там использовал специально для меня изготовленную пленку без противоореольного слоя, которая на экране создавала светящийся ореол на границе светлого и темного. Валерию Рубинчику такое изображение понравилось, и он предложил мне снять его фильм «Культпоход в театр». Правда, от пленки без противоореольного слоя он отказался и поставил передо мной и художником Владимиром Дементьевым задачу снять черно-белый фильм на цветную пленку. Звучит это парадоксально и нереально, но смысл этого решения заключался в том, чтобы уйти от многоцветности (разноцветности) в изображении и довести его до монохромности. Кроме того, чтобы уйти от условности кинематографического освещения, мы все декорации строили под интерьер с потолками и наполняли их естественными источниками освещения… Результатом наших совместных усилий режиссер, в конце концов, был удовлетворен.
— Как создавалась «эстетская» картинка «Отступника»?
— На съемку этого фильма мы пришли прежней командой: я — оператор, Владимир Дементьев — художник и Виктор Морс — звукооператор. Эстетику «Культпохода…» мы перенесли и в этот фильм. Во время подготовительного периода Валерий Рубинчик говорил мне и звукооператору Виктору Морсу: «Снимайте так, чтобы ничего не было видно, пишите звук так, чтобы ничего не было слышно…» На первый взгляд, это звучит парадоксально с явным гротеском и преувеличением. Но смысл его рекомендаций сводился к тому, что нужно уходить от открытых актерских сцен, создавать на их лицах резкие контрастные тени, в которые они попадают, с потерей фактуры и проработки. А звук писался так, чтобы зритель напрягал слух, пытаясь разобрать актерские скороговорки. Таким образом режиссер заставлял зрителя не просто сидеть комфортно в зрительном зале, воспринимая происходящее на экране как телевизионную передачу, а принимать активное участие в сопереживании героев фильма, как бы проигрывая сцену вместе с ними.
— Можно ли сказать, что Валерий Рубинчик осознанно снимал «кино не для всех»?
— Он этого и не отрицал. Валерий считал, что его кино должно не развлекать зрителя по принципу «чего изволите?», а заставлять его работать интеллектуально, переживая и анализируя происходящее на экране, приходя в конечном итоге к своим собственным выводам, а не к заведомо навязанному дидактическому решению режиссера и сценариста.
Валерий Рубинчик заставлял зрителя не просто сидеть комфортно в зрительном зале, воспринимая происходящее на экране как телевизионную передачу, а принимать активное участие в сопереживании героев фильма, как бы проигрывал сцену вместе с ними.
ЦИТАТА
«Сожалею о многом. Прежде всего о том, что у меня были большие паузы между фильмами. Объясняю это тем, что слишком долго выбирал тему, сценарий. Жалею, что не снял фильм о своем послевоенном детстве, о любимом Минске. Что мало работал в театре. Порой жалею, что не стал актером. Во ВГИКе меня знали как способного актера и поэтому приглашали во все дипломные спектакли актерского факультета, во все капустники».
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ, sb.by, 17.04.20.