Скончался 103-летний старейшина мирового кинематографа, несмотря на всемирную славу, с особым трепетом относившийся к еврейскому народу и еврейскому государству
Кирк Дуглас снимался более чем в 80 фильмах. Самые значительные из них — «Злые и красивые», «Жажда жизни», «Тропы славы», «Чемпион», «Семь дней в мае», «Крутые ребята», «Ярость». Среди его наиболее известных работ – «Спартак», который вышел в 1960 году.
В течение сорока лет Дуглас был заядлым курильщиком, в своих воспоминаниях он писал, что выкуривал по две пачки сигарет в день. После болезни актёр уже не смог сниматься и посвятил себя семье, работе над книгами. В 1988 году он выпустил первую автобиографию «Сын Рагмана». Затем Дуглас написал несколько беллетристических книг, получивших определённое признание литературных критиков: романы «Танец с дьяволом», «Секрет» и «Последнее танго в Бруклине».
Дуглас регулярно обновлял свой блог. В возрасте 94 лет он был признан самым пожилым блогером-знаменитостью в мире.
Кирк Дуглас активно участвовал в благотворительной деятельности и отдавал на это немалые средства. В день своего 99-летия Дуглас пожертвовал 15 миллионов долларов на строительство в Лос-Анджелесе центра по уходу за страдающими болезнью Альцгеймера актерами и представителями голливудской киноиндустрии.
9 декабря 2016 года актер отпраздновал свой 100-летний юбилей. Дуглас сообщил, что за организацию торжества отвечал его сын Майкл с супругой Кэтрин Зетой-Джонс. На праздник были приглашены около 200 друзей и членов семьи, в том числе — режиссёр Стивен Спилберг и продюсер Джеффри Катценберг.
Дуглас всегда ощущал свою принадлежность к еврейскому народу. «Я вырос в Нью-Йорке в бедной семье – мой отец был старьевщиком, — писал он. — Но в хедере я считался одним из лучших учеников, и наша община решила собрать нужную сумму, чтобы послать меня в иешиву учиться на раввина. Их желание пугало меня, ибо абсолютно не совпадало с моими устремлениями. К тому времени во мне уже окончательно созрела мечта стать актером. Поверьте, мне пришлось выдержать большой натиск и приложить много усилий, чтобы в конечном счете доказать, что не каждому еврею обязательно становиться раввином».
Артист с трепетом относился к Израилю, где живут его родственники и где он бывал не раз. Вот что он написал в статье «Почему надо быть евреем»:
«Недавно после 12-летнего перерыва я побывал в Израиле. Я дал там четыре представления. Это был далеко не первый мой визит в Святую Землю, но я переживал восхитительные ощущения и неимоверную радость от того, что имел возможность вновь все увидеть. Когда нас с женой проводили в гостиничный номер, я был чрезвычайно растроган: на всех предметах – полотенцах, постельных принадлежностях, банных халатах – были выведены мои инициалы. Жена напомнила мне: «Дорогой, это же отель «Царь Давид». Я подошел к окну и увидел панораму Старого города, стены времен Оттоманской империи, поросшие травой и цветами. Я вспомнил, что первый раз этот вид открылся передо мной 40 лет назад, когда я приезжал в Израиль со спектаклем «Фокусник» – о человеке, пережившем Холокост, который потерял свое еврейство и обрел его вновь в Израиле. Но тогда из этого окна на месте цветов и травы я видел арабских солдат в грязной военной форме.
Тогда же я нанес визит премьер-министру Израиля Давиду Бен-Гуриону в его офисе-трейлере. После нескольких минут он прервал меня: «Идите делать свой спектакль – «У меня есть страна, куда можно убежать». Израиль в то время переживал голод, пища выдавалась по карточкам, каждому полагалось одно яйцо в месяц. Но при этом я не видел ни одного недовольного – напротив, все выглядели счастливыми. Конечно, я знал много молитв, но никогда ранее не знал фразы, выученной мною тогда и произнесенной на иврите: «Ани роце леабир эт симхати а-раба леиздамнут ашер натна ли ливакер Исраэль, а-арец а-ктана, бе мидата вэ а-гдола бе-руха» – «Я счастлив, что имею возможность посетить землю Израиля, такую маленькую по своим размерам, но такую большую по своему духу».
С тех пор я бывал в Израиле не однажды и смог убедиться воочию, что большинство из этих устремлений воплотилось в реальности. Я ощутил, как изменился Израиль и сколько нового здесь произошло. Но самое важное и ценное – это незыблемое старое. Именно оно привело меня сюда. Даже не переодевшись, я отправился к Стене Плача. Энергия, исходящая от молящихся, была потрясающей. Я с трудом пробрался сквозь толпу, чтобы прикоснуться к Стене, и огляделся в поиске места, куда бы я мог положить свою записку с просьбой. Когда я его нашел и опустил записку в глубь Стены, мои пальцы нащупали множество других записок. Я очень надеюсь, что все эти просьбы будут выполнены.
На другой день я совершил прогулку по туннелю Западной стены, уходящему глубоко под Арабский квартал. Медленно продвигался я со своим гидом, ощупывал камни, покрывающие подножие разрушенного Храма. Затем мы сделали кратковременный привал. Мой гид – девушка, приехавшая в Израиль из Петербурга, – внезапно произнесла: «Это подножие горы Мориа». Я посмотрел на черный камень. «Гора Мориа? – переспросил я. – Вы имеете в виду…» Она закончила за меня: «Да, именно сюда привел Авраам своего сына Исаака, чтобы принести его в жертву». В моей памяти всплыла картинка из школьного учебника. Но она больше не пугала меня. Теперь я уже знал, что Авраам жил в то время, когда принесение ребенка в жертву идолам было обычным делом. Урок, преподнесенный Б-гом на горе Мориа, заключался в том, что Он не хочет человеческих жертв и не является источником страха. В туннеле было спокойно и прохладно. Голос моего гида перешел в шепот: «Здесь все начиналось». От волнения я не мог говорить. Она была права. Это место представляло собой начало моих сомнений. И в то же время – их конец. Вот темный туннель, касающийся горы Мориа. Я вырос…
В тот вечер я встречал Шаббат в доме рабби Аарона – молодого раввина, школа которого находилась в центре Еврейского квартала. Мы пели субботние песни. Через окно я мог видеть другие дома, освещенные мерцанием свечей, и слышать отголоски других песен в ночи. Это были счастливые песни, и мне было необычайно хорошо. В эту ночь я почувствовал, что наконец-то вернулся домой. И еще я знал, что мое путешествие не окончено».
Несмотря на то, что Кирк Дуглас прожил долгую и счастливую жизнь, известие о его уходе печалит. Но печаль эта светла — как светла память о великом артисте и великом еврее.
isrageo.com