26 декабря 1869 года в Минске родился будущий мастер фотографии Моисей Наппельбаум.
В 14 лет Моисей поступил на работу в портретное ателье «Боретти». Начав трудовой путь с ученика копировщика, он становится сначала ретушером, а затем учеником фотографа. В 17 лет Наппельбаум уже получал жалованье фотографа. Но прежде чем удостоиться чести называться настоящим мастером, ему предстояло еще многому научиться. В те годы фотографы не особенно делились друг с другом профессиональными секретами. Каждый хранил свои как зеницу ока. Поэтому Наппельбаум постигал тонкости фотографического ремесла самостоятельно.
Он много путешествовал: Смоленск, Москва, Одесса, Евпатория, Вильно, Варшава, Нью-Йорк, Питтсбург. Эти поездки много дали молодому фотографу. В 1895 году Наппельбаум возвратился в Минск и открыл свое ателье, в котором трудился пятнадцать лет. В 1910 году Наппельбаум переехал в Петербург, где стал сотрудничать в иллюстрированном журнале «Солнце России». Уже тогда обозначилось пристрастие фотопортретиста к ярким человеческим личностям. Именно там, в доме № 72 по Невскому проспекту, были созданы лучшие его работы. А они получались, когда фотограф встречался с людьми, привлекавшими его своей незаурядностью.
Портрет работы Наппельбаума не перепутаешь ни с чьим другим. На лицах его фотогероев струится таинственный, непонятно откуда берущийся свет – рембрандтовский, как сказали бы искусствоведы. Наппельбаум и впрямь выполнял революционные по тем временам эксперименты с освещением в кадре. Тогда, в самом начале века, было неслыханной смелостью сделать портрет, где лицо высвечивается лишь наполовину, с одной стороны. Согласно тогдашней моде, чтобы выполнить грамотный портрет, требовалось как минимум три источника освещения. Наппельбаум оставлял один и делал «неграмотные» портреты. На подобную дерзость мог отважиться только настоящий художник.
В 1918 году Наппельбаум сделал ряд портретов известных деятелей революции. Среди них портреты Феликса Дзержинского, Вацлава Воровского, Анатолия Луначарского, Валериана Куйбышева. В 1919-м при поддержке Якова Свердлова он организовывает при ВЦИКе первую государственную фотографию. 1920-е и 1930-е годы наиболее плодотворные в жизни портретиста. В это время Наппельбаум фотографировал многих выдающихся людей страны – писателей, художников, артистов, ученых. Помимо снимков вождей революции он создал галерею портретов людей, без которых невозможно сегодня представить русскую культуру ушедшего века: Константин Станиславский и Сергей Эйзенштейн, Борис Пастернак и Сергей Есенин, Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян, Галина Уланова и Айседора Дункан…
В годы Великой Отечественной войны, несмотря на преклонный возраст, фотограф продолжает активно трудиться. На его третьей персональной выставке, прошедшей в московском Доме ученых в 1946 году, среди 250 выставленных портретов значительную долю составляли неизвестные прежде произведения.
В послевоенную пору Наппельбаум снимал уже меньше. Главным его делом стала работа над книгой, в которой он обобщил свой громадный творческий опыт.
Книга, названная автором «От ремесла к искусству», увидела свет в 1958 году. К сожалению, она вышла через несколько месяцев после кончины Моисея Наппельбаума.
Леонид ШКОЛЬНИК, «МЗ»