
Фронтовыми дорогами и партизанскими тропами они шли рядом с бойцами, вместе с ними мерзли в окопах и грелись у печек-буржуек в землянках. Одно отличие — их руки держали не оружие, а кинокамеры, строго фиксировавшие многие происходящие вокруг события. Именно благодаря этим людям дошли до нас черно-белые кадры, запечатлевшие отважные атаки под взрывами снарядов и мин, минуты отдыха и детали полевого быта, партизанские вылазки и диверсии. Съемки эти поистине бесценны, ведь только благодаря военным корреспондентам люди в то время могли получить необходимую информацию. В годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу работали 258 кинооператоров. Погиб каждый четвертый из них. Одна из кинокамер, чей объектив снимал войну, хранится в Зале партизанского и подпольного движения Белорусского государственного музея Великой Отечественной войны. В 1983 году ее передал музею мэтр белорусского документального кино Иосиф Вейнерович.
Жизнь в кино

Благодаря кинокамере АКС-1 многие получили возможность увидеть военные события.
В начале войны уроженцу Минска Иосифу Вейнеровичу был 31 год, он работал на киностудии «Белгоскино», с женой растили дочь Светлану и сына Бориса. Кино он болел с самых юных лет — уже 16-летним мальчиком проявлял пленку в кинолаборатории на улице Революционной, а в 17 стал счастливым обладателем французской кинокамеры — и это при том, что семья жила небогато. В 1929 году «Белгоскино» послало небольшую группу молодежи в Московский и Ленинградский техникумы кинематографии на режиссерский и операторский факультеты — среди этих счастливчиков был и Иосиф Вейнерович. А в 1934 году он окончил операторский факультет ВГИКа.
Сначала молодой кинооператор пользовался кинокамерой немецкого производства. Но через несколько лет в Ленинграде стали производить свою аппаратуру — кинокамеры АКС, которые являлись точной копией американских «Eyemo». Одна из них досталась Иосифу.
— Кинокамеры заряжались 30-метровыми бобинами или приставными кассетами с пленкой длиной в 120 метров. Съемку вели со скоростью от 8 до 32 кадров в секунду, — Наталья Обухова, старший научный сотрудник Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны, несколько лет изучала судьбу и творчество Иосифа Вейнеровича. — Привод пружинный, притягивает за один завод 15 метров пленки. Кинокамера имеет гнездо для установки одного объектива и видоискатель с нанесенными на стекле рамками для разных объективов. Модификации АКС предназначались для воздушных съемок и отличались только видоискателем, дополнительным кронштейном для установки авиационного прицела и вместо съемного заводного ключа имели заводную ручку с редуктором для облегчения пилоту завода пружины.

Наталья Обухова несколько лет изучала судьбу и творчество Иосифа Вейнеровича.
Этой камерой Иосиф Вейнерович снял множество сюжетов для киножурналов «Советская Белоруссия» и «Чекист». Последний, кстати, создавали по ходатайству командования Советской Армии. Военные настаивали на необходимости учитывать и показывать особые условия Белорусской ССР, являющейся форпостом Советского Союза.
Первые дни лихолетья
Война застала кинооператора на минском вокзале. Рано утром 22 июня 1941 года вместе с коллегой он сел в поезд, отправляясь в командировку в Брест. Устроились в купе, перекусили, зашторили окна и уснули.
«Проснулись мы от шума и грохота в коридоре вагона. Громыхая багажом о стены и двери купе, возбужденные пассажиры неслись к выходу. Было двенадцать часов дня, а за окном, не поверив своим глазам, я увидел знакомый до деталей перрон минского вокзала. Пассажиры, столпившись, взволнованно прислушивались к репродуктору. Знакомый голос наркома иностранных дел В. Молотова ворвался в вагон: «Враг коварно напал на нашу Родину!» — позже вспоминал Иосиф Наумович.
— Операторы погрузили аппаратуру на первую подоспевшую пролетку и рысью, торопя возницу, направились на улицу Карла Маркса, где в большом четырехэтажном доме тогда находилась студия кинохроники «Белгоскино», — продолжает Наталья Обухова. — Несмотря на выходной день, директор студии Надежда Харитоновна Коржицкая была у себя в кабинете. О нападении Германии она узнала еще в пятом часу утра. В сейфе лежали документы, заготовленные на случай войны — освобождение от призыва в армию, пропуска на право передвижения по городу в условиях воздушной тревоги и разрешение на киносъемки боевых действий войск округа. Их операторы получили сразу же, а конкретные задания обещали дать на следующий день.
«Я быстро надел военную, из плотной шерсти форму, сохранившуюся с 1939 года, и бегом отправился на студию. Там объявили порядок дежурства на сутки и приказали ждать дальнейших распоряжений, — рассказывал Иосиф Вейнерович — Я взял камеру и вышел на улицу, чтобы снять кадр. Мне казалось, он будет выражать спокойствие, которым жил город в первые дни фашистского нашествия. Я нажал пусковую кнопку съемочной камеры и медленной панорамой снял освещенную утренним солнцем улицу. В эти мгновения со стороны вокзала все отчетливее начал нарастать гул. На безоблачном небе появился клин самолетов, которые стали бомбить Минск. Вокруг студии кинохроники на Карла Маркса полыхали пожары, надо было что-то предпринимать. Прежде всего следовало спасать аппаратуру и пленку. В дальнем углу одиноко торчала принадлежащая мне горбатенькая трофейная легковая малолитражка «Форд-Эйфель», в который мы и погрузили оборудование. В набитой до отказа машине удалось выбраться на соседнюю улицу к скверу и потом по набережной реки через чудом уцелевший мост и разрушенные улочки добраться к студийному общежитию. Там встретились те работники киностудии, которым удалось выбраться из горящего города».
На фронте и в тылу
Иосиф Вейнерович стал военным корреспондентом киногруппы Западного фронта. Кадры, снятые им, вошли в фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Это первый советский фильм, получивший в 1943 году премию Американской киноакадемии «Оскар» в категории «Лучший документальный фильм».
У военного корреспондента были свои счеты с гитлеровцами: поезд, в котором эвакуировалась в тыл семья Вейнеровича, разбомбили. Жена и дочь погибли под пулями, сына угнали в Германию.
С февраля 1942 года Иосиф Наумович служил в киногруппе Брянского фронта. Три раза его забрасывали в тыл врага, в партизанские соединения. При первом же приземлении с грузом около 60 килограммов он повредил позвоночник, и травма беспокоила его долгие годы. Зато удалось уберечь свое главное оружие — кинокамеру. Операторам было нелегко: к самой камере прилагались кофр, устройство для намотки пленки на бобины, светофильтры, комплект инструментов, зарядный мешок, кожаная кассетница с наплечным ремнем на восемь 30-метровых бобин, хранившихся в металлических коробках.
В 1943—1944 годах Вейнерович воевал с партизанами бригады «Железняк», действовавшей на территории Витебской и Минской областей. Камера, ныне хранящаяся в музее, фиксировала партизанский быт, вылазки и диверсии, строительство партизанских аэродромов, тяжелые дни блокады в Борисовско-Бегомльской и Полоцко-Лепельской партизанских зонах, когда фашистские каратели пытались уничтожить партизан и мирных жителей. Товарищем по оружию и напарницей Вейнеровича была легендарный кинооператор Мария Сухова, которая погибла в мае 1944 года во время прорыва немецко-фашистской блокады. «В тылу врага», «День войны», «Народные мстители» — названия полнометражных фильмов, снятых им, говорят сами за себя.
За боевые заслуги Иосиф Вейнерович награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды.
Домой он вернулся 3 июля 1944 года вместе с войсками 1-го Белорусского фронта, запечатлев на кинопленку первые часы освобожденного Минска. А уже в 1945 году значился штатным работником киностудии «Советская Белоруссия». Вместе с ним трудилась и верная кинокамера АКС-1, которой было снято еще много документальных фильмов.
А в октябре 1945 года в Минск вернулся чудом выживший в Германии сын Иосифа. Позже у него появились две сестрички от второго брака отца.
Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ, фото Александр ГОРБАШ, «Рэспублiка» (sb.by)
P.S. К напечтанному добавим главу «Дело Вейнеровича», опубликованному на сайте ru.wikipedia.org:
«Громкий процесс над единственным лауреатом Сталинской премии в белорусском кинохроникальном цехе начался в 1950 году — во время охватившей страну кампании борьбы с космополитизмом. В ЦК КП(б) Белоруссии поступил сигнал, что Вейнерович «применял на съёмке грубые, фальшивые инсценировки, выдавая снятые им кадры за действительные документы». Министерство кинематографии, засучив рукава, принялось за следовательскую работу. Рассматривался киножурнал «Советская Беларусь» № 24 и № 27 об уборке урожая и выдаче колхозникам хлеба по трудодням, № 37—38, посвященный семидесятилетию Сталина, а также новогодний сюжет о многодетной матери. И в январе 1951 года от министра кинематографии БССР Н. Ф. Садковича в ЦК КП(б)Б поступил секретный доклад о результатах проверки с предложением наказать виновных в «приукрашивании действительности»:
…оператора уволить из системы Министерства кинематографии БССР, режиссёра Стрельцова отстранить от режиссёрской работы сроком на один год, режиссёру Шульману и редактору хроники Фрайману, причастным к новогоднему сюжету, объявить выговор, администратору Харику — строгий выговор.
— Николай Садкович, министр кинематографии БССР 17 января 1951
Вопрос был вынесен на Бюро ЦК КП(б)Б. Вейнеровичем и его коллегами к этому времени были написаны не по одной объяснительной. Но и это было обращено против обвиняемых:
В своём объяснении, поданном на Ваше и на моё имя, оператор Вейнерович пытается смягчить и исказить факты. Простое сличение монтажного листа, кадров, вошедших в журнал, и текста объяснения показывает недобросовестность автора.
— Из отчёта Николая Садковича секретарю ЦК КП(б)Б Т. С. Горбунову, январь 1951
Официальное разбирательство набирало обороты, к февралю стоял вопрос об исключении из партии и привлечении к судебной ответственности «за провокационные действия» оператора — постановление было подписано первым секретарем ЦК КП(б) Белоруссии Н. Патоличевым. В марте прокуратура БССР подготовила первое заключение на основе описания кинокадров. Вейнерович как мог использовал свои давние связи с руководящим звеном белорусских хозяйственников, в итоге уголовное дело возбуждено не было, его окончанию, вероятно, помешали мартовские события 1953-года».