С детства помню лихую, задорную «Песенку фронтового шофера», которая после войны звучала изо всех приемников и репродукторов.
История песни
Ее любили все: и вчерашние фронтовики, и изможденные войной тыловики. Любили взрослые и мы — детвора. Песня была так популярна, что некоторые считали ее народной:
Через реки, горы и долины,
Сквозь пургу, огонь и черный дым
Мы вели машины, объезжая мины
По путям-дорогам фронтовым…
Любой праздник в нашем дворе не обходился без «Песенки фронтового шофера». Все думали, что она создана во время войны. Оказывается, премьера ее состоялась в 1947 году в радиообозрении «Клуб веселых артистов». Песню исполнил Марк Бернес. Он пел от имени шофера Минутки — героя фильма про Сталинградскую битву «Великий перелом». Песню написали композитор Борис Мокроусов, а текст — давние друзья Марка Бернеса Борис Ласкин и Наум Лобковский…
Непридуманный герой
Человек, о котором я хочу рассказать, реальный, но такой же отважный, как Минутка. Его звали Самуил Маршак. Кто-то удивится, не поверит: как мог знаменитый поэт Самуил Яковлевич Маршак, человек в годы войны уже немолодой, воевать?! Конечно, не мог. А вот его однофамильцу и тезке Самуилу Хаймовичу Маршаку в 1941-м было 29 лет.
Минчане знали Самуила, как энергичного, жизнерадостного парня, дружного с техникой, особенно с автомобилями. До войны профессия шофера была очень престижной. Многочисленные технические учебные заведения и даже обычные школы готовили автомобильные кадры.
Первые грузовики, на которых ездил Самуил Маршак, были с открытыми кабинами и без лобового стекла. Шоферам выдавались кожаные куртки, кепи, перчатки-краги и специальные очки. Но постепенно грузовик «приоделся» и стал таким, каким мы привыкли его видеть.
Маршак в совершенстве овладел автомобилем, особенно в армии. А в 1939-м его призвали еще и на большие сборы, которые стали генеральной репетицией перед серьезными испытаниями.
Но об этом еще никто не думал. Минчане учились, работали, строили мирную жизнь, обзаводились семьями. Большая семья была и у Самуила Маршака: родители, сестры, братья, племянники и молодая жена. Подрастал и сынишка. Что еще нужно для счастья? Но 22 июня 1941 года тишина и быт взорвались грозовыми тучами…
На следующий день Самуила призвали в армию. Сборы были недолгими: обнял он родителей, жену, малыша, простился с родными…
Огненные версты войны
Всю войну Самуил служил в артиллерии — в 6-й гвардейской армии. Автомобиль был ей необходим. Они — словно составная часть одного орудия: не вовремя подвезешь снаряды – сорвешь наступление.
Это прекрасно понимал водитель Маршак. Возможно, без него и сотен тысяч советских солдат не были бы так успешными судьбоносные сражения под Сталинградом, Курском, в Прибалтике… Вениамину, сыну Самуила Хаймовича, удалось записать воспоминания отца о битве за Сталинград:
«Ночью по всей линии фронта выставили зенитные прожектора, направили на позиции противника и включили. Потом началась артподготовка. Невероятно мощный, плотный и долгий шквальный огонь. Для немцев это был кошмар. А что такое ад, они поняли, когда началось настоящее сражение. Напряженные бои шли каждый день. К зиме враг был совсем измотан. Немцы сдавались на поле боя сотнями. Наши бойцы ножами разрезали им брючные ремни вместе с пуговицами, а сами шли вперед. Пленные теряли боеспособность, так как руками держали падающие на морозе штаны и кальсоны».
Самуилу Маршаку не довелось быть до полной победы среди защитников Сталинграда. В одном из боев рядом с ним взорвалась мина. Очнулся он в госпитале — контузия. Затем снова фронт — теперь уже другой. Следом за ним шло известие, что солдат Маршак представлен командованием к медали «За оборону Сталинграда». Награда его нашла. А в 1944-м фронтовой шофер был награжден медалью «За отвагу». Эта медаль стала особо ценной для фронтовиков. Ею награждали не «за участие», а за «личную храбрость, проявленную в бою». Она и отличалась от других медалей более крупным размером и была отлита из серебра высшей пробы.
За что же был удостоен такой награды фронтовой шофер Самуил Маршак? Передо мной – его представление к награде:
«Тов. Маршак Самуил Хаймович, работая старшим шофером на спецмашине артиллерийского отделения, все свои силы отдает для быстрейшего разгрома немецких захватчиков. Его спецмашина всегда находится в частях нашей армии, обслуживая ремонтом и восстановлением артиллерии непосредственно на огневых позициях. Благодаря рациональному использованию оборудования, ремонт производится быстро и качественно.
В районе деревни Горовицы тов.Маршак вывел из-под обстрела противника материальную часть артиллерийского отделения, тем самым сохранив оборудование.
Достоин правительственной награды — медали «За отвагу»
Начальник артиллерийских ремонтных мастерских ст.лейтенант Мягков.
17 октября 1944года».
Фронт катился все дальше на запад. Освобождены Украина, Белоруссия, почти вся Прибалтика. В наступательной Кенигсбергской операции 6-я гвардейская армия участвовала во взятии городской крепости. Месяц оставался до капитуляции Германии:
Путь для нас к Берлину, между прочим,
Был, друзья, не легок и не скор.
Шли мы дни и ночи, было трудно очень,
Но баранку не бросал шофер…
А вот очередное представление к награде, в котором описаны боевые подвиги Маршака. В мае 1945 года его наградили орденом Красной Звезды:
«Тов.Маршак Самуил Хаймович, работая шофером специальной машины АА-225, показал себя одним из лучших водителей части. Благодаря технически правильной эксплуатации и повседневному бережному уходу за автомашиной, добился значительной экономии горючего.
За два с лишним года на своей автомашине тов.Маршак сделал 23000 километров пробега без аварий и капитального ремонта, сохранив машину для дальнейшей эксплуатации. В подготовительные периоды к боевым операциям успешно выполнял ряд заданий командования по доставке ремонтных бригад, материалов и запасных частей для ремонта орудий. В сложной боевой обстановке, под обстрелом огня противника тов.Маршак проявлял мужество и отвагу, доставляя все необходимое для жизни и боя.
Кроме своих обязанностей шофера, он часто включался сам в ремонтные бригады. Так с 18 по 26 апреля1945 года, когда артиллерийский цех работал в частях, где находилось большое количество неисправленных орудий, тов. Маршак отремонтировал 4 дивизионных пушки ЗИС-3.
Достоин правительственной награды — ордена Красной Звезды.
Начальник армейской артиллерийской ремонтной мастерской №225 6-й гвардейской армии
капитан АТС Мягков».
В октябре 1945 года Маршак демобилизовался. Прибавились награды: медаль «За победу над Германией», а спустя годы, в мирное время — орден Отечественной войны 2-й степени. А тогда… Тогда не верилось, что позади война:
Эх, путь-дорожка фронтовая,
Не страшна нам бомбежка любая!
А помирать нам рановато
Есть у нас еще дома дела!
Наконец он с Победой вернулся в дом, что был в Кропоткинском переулке. Но никто солдата не приветил: все родные погибли в гетто…
Дядя Сема
Но шло время. И снова наполнился дом в Кропоткинском переулке звонкими ребячьими голосами. Сердце фронтовика однажды дрогнуло и впустило любовь. Он женился. Не на случайной женщине, а на Блюмочке Кацнельсон — младшей сестре моей мамы. Пути-дороги свели их. Перед войной дядя Сема работал водителем на базах Белкоопсоюза и Белбакалеи, Блюма — бухгалтером в обкоме партии. Не буду утверждать, но по каким-то служебным каналам они знали друг друга. А вот близко сошлись только в 46-м. Мы обрели дядю Сему — скромного, немногословного человека с доброй душой и великого трудягу. А дядя Сема нашел жену — чуткую, умелую и работящую.
Самуил по-прежнему водил машину. За баранкой он провел более 40 лет. Потом работал в гараже механиком, «лечил машины».
Мы с сестрами Раей и Зиной, с мамой часто бывали у него в доме. Тянуло нас (а жили мы в двухэтажном кирпичном доме на Мясникова в центре города) на свежий воздух. У Маршаков побывать — словно пожить на природе. Деревянный домик стоял в окружении фруктовых деревьев и ягодных кустов. В палисаднике было много цветов. Справа от дома тянулись огородные грядки, где сажали овощи и всякие травы.
Часть урожая доставалась нам. Дядя Сема наказывал: «Блюма, про Хасю не забудь. Троих сироток растит». Когда он привозил из какого-нибудь колхоза свежее мясо, тетушка обязательно делилась с нами.
Во дворе у Маршаков стояла трофейная разбитая легковушка. Говорили, что какого-то дальнего родственника. Надо было видеть, как увлеченно колдовал над ней дядя Сема. Получилось, как сейчас говорят, классно! И однажды он распахнул дверцы машины и скомандовал: «Залезай, детвора!». Так мы проехались первый раз в жизни на настоящем автомобиле…
А какую еду готовила Блюма! Нигде и никогда я не ела такого ароматного борща, хрустящих драников, рассыпчатой гречневой каши, фаршированной рыбки!..
Помнится, в первые годы после женитьбы Маршаки держали корову. Тетушка баловала меня свежим молочком. И еще вкуснее оно было кипяченное, приготовленное на дровах в печи.
Вскоре у Маршаков появились дети: в 1947 году родилась доченька Раечка, а спустя пять лет — сынок Венечка. Рая и Веня учились хорошо, как любые дети в меру шалили. Мальчишки, что дружили с братишкой, ему немножко завидовали: еще бы, Венин папа — шофер!
Маршаки
На Минском электротехническом заводе существовала семейная династия Маршаков-Мяликов. В бухгалтерии работала тетушка Блюма. На заводе — ее дочь Раиса (по мужу Мялик) и сын Раи Александр. Он и сейчас работает там же. Электротехнический прошли также трое из семьи двоюродной сестры: она и ее дети.
Веня Маршак стал знаменитым театральным художником. С женой Людмилой они вырастили дочь Елену. Она преподает иностранные языки. Ее муж Виктор — спец высоких технологий. А их сыновья Илюша и Даник – пока еще школьники.
Прадедушку ребята не успели увидеть. Он умер в 1992-м году…
Часто вспоминается, как мы собирались в День Победы в уютном домике Маршаков. Иногда приезжали из Ленинграда мамин и Блюмин брат Иосиф Кацнельсон с семьей. И всегда был за столом вместе с женой и детьми верный друг дяди Семы фронтовик Абрам Конюх. После нескольких тостов в доме всегда дружно пели:
Сколько жить мы будем,
Ввек не позабудем
Фронтовых изъезженных дорог…
Уверена, что дядя Сема не забывал эти дороги никогда.
Светлана ГЕБЕЛЕВА, Баффало, США