
С 11 по 16 сентября в Бресте проходил XXIII Международный театральный фестиваль «Белая вежа». В этом году вновь в его рамках один спектакль был представлен в Доме культуры нашего города. Перед жабинковцами выступил Литературный театр Олега Попова из Санкт-Петербурга с «Одесскими рассказами» Исаака Бабеля.
«Забудьте на время, что на носу у вас очки, а в душе осень», — произнес актер Олег Попов и предложил пройтись по улочкам дореволюционной Одессы. Именно она выступила местом действия, а в центре повествования оказалась банда налетчиков, живших в еврейском районе Молдаванка, которую возглавлял Беня Крик, известный по прозвищу Король. Вы правы, если решили, что в основу моноспектакля легли несколько рассказов Исаака Бабеля из цикла произведений про Одессу и одесситов с тем самым легендарным Беней Криком и его свитой.
Произведения Бабеля живут почти 100 лет, по ним снимают фильмы и ставят спектакли, потому что проза автора и сегодня звучит современно. Эта постановка является лауреатом V Международного театрального фестиваля имени Федора Абрамова «Родниковое слово» в Архангельске и XXIII Международного театрального фестиваля «Русская классика» в Лобне, участвовала в проекте «Русский театр в Европе» в Копенгагене. В Бресте билеты на «Одесские рассказы» раскупили за неделю, поэтому желающие имели возможность посетить дополнительный показ в Жабинке.
Моноспектакль исполнял Олег Попов, который мог быть известен зрителям по ролям в кино и сериалах: «С небес на землю», «Алмазный эндшпиль», «Колодец забытых желаний», «Бункер», «Военная разведка. Северный фронт» и иных. Он искрометно разыгрывал один рассказ Бабеля за другим. Помогали актеру лишь фонограмма с клезмером, стол, несколько стульев и кусок красной ткани. Несмотря на это, артисту удалось облачиться в десяток образов и искусно передать все детали мастера подробностей в литературе Исаака Бабеля. Зрители смогли ощутить себя в самом сердце «жемчужины у моря», стать свидетелями громких застолий и кровавых разборок, познакомиться с благородными бандитами и скромными еврейскими предпринимателями, погрузиться в омут страстной любви и насладиться неповторимым приморским пейзажем, описанным настоящим одесситом. Завершенной картинку делала оригинальная еврейская музыка.
Казалось, что Олег Попов на сцене не один, будто рядом с ним играет еще несколько актеров. Он выступил как художник, только художник слова: интонацию разукрасил в самые разные цвета и оттенки. Нить повествования, следуя за артистом как за иголкой, вела зрителя от романтики дореволюционной Одессы до страшных расстрелов 1919 года. Попов даже вплел популярный в современном театре интерактив: «как бы вы поступили? не знаете? а Беня Крик знал», «трое мужчин и дама… с мобильным телефоном», звучали еще несколько фраз, обращенных к зрителям. Они органично дополнили историю о похождениях Крика, но так и не смогли оторвать некоторых присутствующих от гаджетов. Может, там было что-то действительно важное, требующее срочного ответа, а может, наша публика пока не готова воспринимать моноспектакли или просто недолюбливает литературный театр? Не стану ломать голову — пусть каждый ответит за себя.
Дарья НИКОНЧУК, фото Светланы КИСЛОЙ, «Сельская праўда» (zhabinka.by)