Минский мастер Валерия Гайшун опять привезла в Могилев большую еврейскую семью войлочных кукол: 31 персонаж во главе с дедушкой Гиршем.
Те, кому два года назад уж посчастливилось познакомиться с куклами и их историями, наверняка запомнили тоскующую в ожидании телефонного звонка от любимого Басю. И платье на ней нарядное, бархатное. И золотые украшения уже надеты. И прическа что надо. А звонка все нет и нет. Спокойствие! Девушку никто не разлюбил. Просто Мендель — вот он, с букетом цветов в газете и начищенных ботинках — стоит у телефона-автомата, но не может позвонить любимой, потому что у него нет «двушки». Кстати, о ботинках: точно такие же были у войлочного Губермана, которого автор самолично подарила поэту. А вот вторую пару решила приобрести для несчастного Менделя: может, хоть это скрасит его ситуацию?
А вот счастливая семья за столом с кружевной скатертью. Собираются обедать, но ждут Зяму, который задерживается якобы на даче… Несколько чемоданов правее — и всем понятно, что дача Зямы не пахнет земляникой и розами: он в милиции, на допросе, и милиционер, судя по его разморенному лицу, отнюдь не торопится…
Как Валерия добивается выражения самых тонких эмоций на лице кукол, для меня лично тайна за семью печатями. Свалять валенки из шерсти — это понятно. Теплое пальто на зиму — тоже. А вот как «слепить» из клочьев пряжи подобострастное лицо пионервожатой, старающейся угодить строгому руководству? Или того же лопоухого милиционера, который явно разыгрывает из себя «доброго следователя»?
Все персонажи Валерии родом из Бобруйска, где жил ее дедушка. Удивительная история: со своей женой Розой он познакомился по письмам. Воевал, родные были неизвестно где в эвакуации, ну и завязался почтовый роман с незнакомкой. Их любовь продлилась всю жизнь, до последнего вздоха. Вот как бывает!
С куклами Валерии Гайшун связано много непонятных, даже мистических историй. Например, создавала она образ пионерки, примерно сдающей экзамен по правам человека. Щекастое личико, задранный носик, торчащие в стороны пшеничные косички, круглые очки. Еще подумала: может, одну линзу, как это часто делали в те годы от косоглазия, закрыть бумагой? Но оставила в результате все, как есть. Что вы думаете? На выставку в Минске приходит женщина и чуть не падает в обморок: это же она в четвертом классе! Не поленилась, назавтра даже снимок принесла — щечки, косички, носик, все одно к одному. И один глаз в очках прикрыт бумагой!
Или наша любимая Бася. Кстати, звезда: в Питере, где выставка Гайшун прошла на ура, многие СМИ вышли с портретом девушки Менделя на первой странице. Так вот, однажды к шерстяной Басе подходит живая Бася. Из Бобруйска! Только изрядно повзрослевшая. Но на старом фото — точь-в-точь!
А как нашлась куратор Валериных выставок, без которой теперь, как без рук? Выставка. Полно посетителей. И вдруг одна из них, красивая и молоденькая, представляется: «А меня зовут Майя! Фамилия Кацнельсон!» Фамилия, которую Валерия Гайшун придумала для своей первой куклы — дедушки Гирши. Настоящую почему-то тогда дать постеснялась. Зато получилось семейство Кацнельсонов. Теперь — с куратором Майей Кацнельсон.
Если хотите получить в эти хмурые февральские дни час истинного удовольствия — идите и смотрите. Наслаждайтесь «уходящей натурой». Она ведь в самом деле уходит. И как талантливо!
На выставку ходили
Ирина БЕРЕСТОВА и Мария ХЛЫСТОВА (фото), «Могилевская правда» (mogpravda.by)
Похожие статьи
Оставить комментарий