
Книга «Вьётся нить» Ривы Рубиной. Графика Меера Аксельрода. Москва, 1975 г.
В витебском Арт-центре Марка Шагала открыта выставка «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода».
Трагизм графических произведений Меера Аксельрода внушает огромное сопереживание людям совершенно мирным, чья жизнь оборвалась или подверглась самым мучительным испытаниям из-за бесчеловечного зверства тех, кто был одурманен нацистской пропагандой. Мы видим не просто зверства, а последствия внедрения в создание одного народа совершенно темной квазирелигиозной идеологии, непременным условием которой было стереть с лица земли представителей другого, еврейского народа. Безбрежность трагизма событий, о которых повествует Меер Аксельрод, сродни дантовским «кругам ада», если сравнивать с произведениями литературы, и офортам Франсиско Гойи, если проводить параллели с произведениями изобразительного искусства.

Меер Аксельрод. Эскиз к картине «После погрома» из серии «Зверства немцев». 1940-е гг.
Стоит сказать, что тематика представленной графики художника относится не только к прошлому. Зверства и геноцид – явления вполне современные, как и явления антисемитизма у представителей некоторых народов тоже. Ныне это также может выражаться в виде экстремизма квазирелигиозного толка, подпитываемого человеконенавистничеством носителей подобного рода идеологий. Потому следует честно сказать себе, что вместе с ксенофобией темная религиозность среди нас, национальная ненависть среди нас, и Гитлер тоже среди нас. Противостояние современного Израиля силам из «тьмы внешней» исчерпывающе демонстрирует это положение дел. Наблюдая спокойно и безучастно, как «приходят» к одному народу, можно не удивляться, что вскоре «придут» и за народом твоим.

Илья Васильев, Ирина Воронова, Денис Юрчак, Людмила Вакар.

Меер Аксельрод. Автопортрет. 1921 г.
Меер Аксельрод, родом из белорусского Молодечно, был выпускником известного ВХУТЕМАСа, и реализовал себя преимущественно как книжный график и театральный художник. В начале войны он был эвакуирован из Москвы в Алма-Ату, где и начал создавать свои произведения об ужасах оккупации. Вернувшись в Москву, художник изучает огромный объем документальных материалов, а также живые свидетельства о зверствах нацистов, и продолжает работу над воспроизведением трагической истории своих соотечественников в годы войны. Во второй половине 60-х годов Меер Аксельрод подводит итог тематики Холокоста, написав цикл больших композиционных работ под названием «Гетто». Художник окончил свой жизненный путь в январе 1970 года в Москве.
Выставка «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода» организована совместно Музеем Марка Шагала в Витебске, Фондом Александра Печерского и Галереей «Веллум». Открытие выставки происходило 25 января, и посетители могут ознакомиться с поистине впечатляющей коллекцией графических работ до 28 февраля. На церемонии открытия, происходившей накануне Международного дня памяти жертв Холокоста, выступали директор Музея Марка Шагала в Витебске Ирина Воронова, главный специалист главного управления идеологической работы, культуры и по делам молодежи Витебского облисполкома Денис Юрчак, владелец коллекции и председатель Фонда Александра Печерского Илья Васильев, искусствовед Людмила Вакар.
В частности, Ирина Воронова отметила, что ныне Минский областной краеведческий музей в Молодечно борется за возвращение имени Меера Аксельрода, как это было и с именем Марка Шагала в Витебске в 90-е годы. Перед открытием выставки сотрудники молодеченского музея передавали привет всем участникам события самые наилучшие пожелания и высказывали слова восхищения тем, что Витебск стал первым пунктом возвращения Меера Аксельрода в Беларусь. Ведь кроме ничтожного количества его работ, хранящихся в Национальном художественном музее, больше в Беларуси их нигде нет. Витебская выставка «Немецкая оккупация в графике Меера Аксельрода» дает уникальную возможность ознакомиться с графикой этого необыкновенного художника.
Георгий КОРЖЕНЕВСКИЙ, «Витебский курьер» (vkurier.by)