В Художественной галерее Михаила Савицкого открылась выставка «Эми Уайнхаус: семейный портрет». Экспозиция посвящена знаменитой певице, шестикратной обладательнице премии «Грэмми» Эми Уайнхаус. Жаль, что при жизни она так и не доехала до Минска, ведь именно отсюда в 1890 году перебрался в Лондон со своей семьей прапрадед Эми Харрис Уайнхаус. Как и у многих его друзей и знакомых, по мнению историков, этот «зов странствий» был вынужденным решением. Сегодня семья Уайнхаус продолжает трепетно хранить память о своих корнях, и когда возникла идея привезти выставку в Минск, на родину предков, родственники певицы сразу ее поддержали.
Где же еще показывать личные вещи Эми и ее семьи, как не в белорусской столице? Минск стал единственным городом СНГ, где побывает эта экспозиция. До этого ее видели жители Мельбурна, Брюсселя, Сан-Франциско и других крупных городов мира. И везде — буря восторгов, благодарности, самые теплые слова поддержки. На минской выставке, по словам организаторов, с нетерпением ждут всех поклонников творчества певицы, а также гостей и участников II Европейских игр — экспозиция включена в календарь культурных событий, ограняющих спортивные состязания. Кроме того, 23 июня в День культуры Великобритании в Верхнем городе пройдет концерт-трибьют Уайнхаус.
На самой же выставке можно увидеть одну из многочисленных статуэток «Грэмми», врученных певице, ее домашние фотографии с родственниками и друзьями, любимые пластинки, концертные и повседневные платья. Даже школьную форму. Мне кажется, если на выставке побывают сегодняшние модницы и светские львицы, они будут несколько разочарованы нарядами звезды — уж слишком экстравагантно, необычно, а порой и эпатажно они выглядят. И в этом тоже проявлялся характер Уайнхаус: наплевательское отношение к мнению окружающих, нота здорового протеста, без которого невозможно полноценное песенное творчество. На одном из стендов выставки можно прочитать цитату певицы, объясняющую ее пристрастия в одежде: «Мне кажется, я одеваюсь так, словно бы живу в 50-х. Только и всего».
…Вот карта ее любимого Лондона с фотографиями домов, в которых жила Эми. В том числе и фотография ее последнего дома. Есть и любимые книги, среди которых проза Чарльза Буковски и Хантера Томпсона, письма Владимира Набокова. Любимая гитара, на которой был сочинен не один хит. Впрочем, по свидетельству самой Эми, гитара была не очень хорошего качества — постоянно дребезжала, и ее гриф был похож на разбитую гравийную дорогу.
Чувствуешь себя довольно странно — все то, что представлено здесь, вспыхнуло, промелькнуло и погасло уже на твоем веку, в начале двадцать первого века. Если погрузиться в этот мир целиком, выставка действительно оставляет сильное впечатление. Остановись, мгновение! Практически каждой фотографии сопутствуют комментарии — либо это слова брата певицы Алекса, приехавшего с семьей в Минск на презентацию, либо что-то из воспоминаний самой Эми. Можно проследить, как прорастал ее песенный дар, в каких условиях формировался, какая музыка влияла на нее.
В музыке Уайнхаус переплетались джазовые традиции творчества Эллы Фицджеральд и Тони Беннетта. От отца в детстве она слышала песни Фрэнка Синатры, братья ее матери были профессиональными джазовыми музыкантами. А еще Эми боготворила свою бабушку Синтию и сделала татуировку с ее именем на руке. В 12 лет она поступила в одну из театральных школ, однако была отчислена за недостаточное прилежание и плохое поведение. Но музыка оставалась с ней повсюду, она давала ей силы, она же и забирала.
— Когда мы росли с Эми, нам все время говорили, что мы родом из России, но теперь-то мы знаем, что мы из Беларуси, — отметил на открытии выставки брат певицы Алекс Уайнхаус. — Эта земля рождает гениев. Весь Голливуд создали выходцы из Беларуси. Белорусские евреи преуспели в живописи и литературе. Я рад побывать в городе, откуда началась история семьи Уайнхаус.
Директор Музея истории города Минска Галина Ладисова не скрывала профессиональной гордости:
— Наш коллектив переполняет чувство профессиональной гордости и радости, потому что именно мы стали площадкой, которая принимает эту уникальную выставку. Экспозиция дает уникальную возможность познакомиться с тонким эмоциональным миром великой певицы.
Пожалуй, самые теплые слова сказали представители Еврейского музея Лондона — его главный куратор Доминик Чеховски и директор Эбигейл Моррис. Они очень высоко оценили уровень проделанной работы. А за два часа до открытия экспозиции пришла и неожиданная, но приятная новость от белорусских архивистов: Национальный исторический архив Беларуси сообщил, что найдено свидетельство о рождении Бенджамина Уайнхауса, прадедушки Эми.
Напомним, что этот проект был инициирован Институтом Гёте и посольством Великобритании в Беларуси. Организатором выставки выступил Центр белорусско-еврейского культурного наследия при поддержке посольства Государства Израиль в Республике Беларусь. Кроме того, чтобы привезти выставку в Минск, на популярной краудфандинговой платформе Ulej был объявлен сбор средств. Необходимо было собрать 20 000 рублей. Участники благотворительной кампании собрали даже больше — 22 990 рублей. Мировое турне выставки завершится именно в Минске.
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ, «Народная газета» (sb.by)