
Более 70 произведений живописи Иосифа Гринберга и Александра Родина демонстрируются в Художественной галерее Михаила Савицкого. Выставка называется «Метаморфозы. Старый Тель-Авив. Ностальгия».
— Этих ярких, самобытных и таких непохожих художников связывает творческая и человеческая дружба. Оба выпускники Белорусского театрально-художественного института, прошли сложный и извилистый жизненный путь и в своем творчестве глубоко проникли в тайны бытия, — отметила Галина Ладисова, директор Музея истории города Минска, чьим филиалом является галерея.
Почти полвека назад Иосиф Гринберг и Александр Родин встретились в БГТХИ, постигали тайны живописного мастерства у выдающихся художников и педагогов Ивана Ахремчика, Натана Воронова, Мая Данцига.
Интенсивно работая как живописец, Иосиф Гринберг многие годы посвятил занятиям с детьми в народной изостудии Минского Дворца пионеров и школьников и сам стал отменным педагогом. Среди его учеников — Зиновий Марголин, Михаил Тумеля, Юрий Подолин, Алексей Мартынов, Андрей Белов, Максим Малышев, Игорь Духан.
Иосиф Гринберг и Александр Родин долгое время жили за пределами Беларуси: Иосиф — два десятка лет в Израиле, Александр — более десяти лет в Германии.
В Берлине Александр Родин создал движение «Дах», к которому привлек много замечательных художников из Беларуси. А художественный центр «Тахелес» в центре Берлина, где работы Родина занимали целый этаж, многие годы был одним из самых привлекательных и посещаемых мест.
На выставке «Метаморфозы. Старый Тель-Авив. Ностальгия» нашли отражения не только наблюдения авторов, их переживания, но и попытки соединения разных миров, культур и времен.
На открытие выставки пришли художники, которые учились в одно время с Гринбергом и Родиным, — Владимир Уроднич, Виктор Немцов, Владимир Товстик. Вернисаж стал вечером воспоминаний. Седые выпускники 1971–1972 годов говорили о том, как им доставалось от педагогов и как они сегодня благодарны им за критику и взбучки. Оценивали время учебы и себя в нем, делились творческими секретами. Говорили о своем восприятии творчества Гринберга и Родина.
Многие отмечали тонкость чувств, эмоциональность, искренность, открытость и философичность, которыми наполнены полотна Иосифа Гринберга. Кажется, что он пытается охватить весь мир и пропустить его через свою душу. По многим его холстам как будто проносится ветер времени. В них много ностальгии, грусти и юмора, простой человеческой теплоты.
Совершенно иные огромные, сложносочиненные, детализированные картины Александра Родина. Здесь больше логики и жеста, рационального подхода к теме. Картина «Андеграунд», например, состоит из восьми холстов, расположенных встык. У такого «окна» в чужой мир можно стоять часами, рассматривая подробности, «заглядывая в глаза чудовищ» и разгадывая «загадки Сфинкса».
Выставка «Метаморфозы. Старый Тель-Авив. Ностальгия» будет работать до 25 июня.
Светлана ШИДЛОВСКАЯ, фото Сергея ПОЖОГИ, агентство «Минск-Новости» (minsknews.by)