На этой и частично на следующей неделе евреи отмечают Суккот — праздник шалашей в память о 40-летнем скитании после выхода из рабства. Суккот насыщен символами, правилами и традициями.
Важные атрибуты праздника — четыре вида растений. Согласно Книге Ваикра (Левит 23), мы берем этрог, ветвь финиковой пальмы (лулав), три ветви мирта (адас) и две ветви ивы (арава). Каждое из этих растений символизирует разных евреев, с разной степенью мудрости и добрых дел, но вместе они дополняют друг друга. В праздник мы также изучаем книгу Когелет (Экклезиаст), еще раз задумываясь над такими фразами, как «Всему свое время» и «Всякой вещи свой час». И каждый год до начала праздника мы строим временное жилье — шалаш сукку, — в котором жили наши предки.
Шалаш мы строим с крышей схах таким образом, чтобы площадь создаваемой ею тени была больше, чем площадь, освещаемая солнцем, когда оно в зените. В то же время через эту крышу должны быть видны небо и звезды — для осознания того, что над нами Всевышний. Романтично… Но не тогда, когда идут дожди и дуют сильные ветры, а ты обязан на Суккот, согласно традиции, принимать трапезу именно в этом шалаше. Особенно если речь о детях. Мы учим в книге II века Мишна (трактат Сукка, 8) следующее: «Маленькие дети свободны от исполнения заповеди быть в сукке. Но тот ребенок, который не нуждается в уходе мамы, обязан исполнить эту заповедь». Далее мы читаем о мудреце Шамае, жившем 2 тысячи лет назад, который после рождения внука разобрал потолок и положил схах (крышу, как в сукке) ради выполнения заповеди даже новорожденным. Большинство мудрецов не поддержало эту инициативу — а как же забота о роженице и новорожденном?! Но всему свое время — и для выполнения заповедей, и для понимания их сущности.
В XVI веке раввин Шломо Лурия (Мааршаль), служивший в ряде городов, в том числе и в Бресте, дал комментарии по данной истории. Он пишет, что ошибочно было бы думать о мудреце Шамае как о дедушке, который из-за трепетного отношения к заповедям разбирает крышу дома над мамой и младенцем. У Шамая был еще один внук, которому на тот момент было 5 лет. Именно ради него были созданы сукка и соответствующая крыша схах. К слову, несколько лет назад мне показали фото конструкции такой крыши, которая при большом ветре, дожде, а также на ночь закрывалась полностью. И было это в Беларуси лет сто назад.
У всякой вещи есть свое время, даже у той, что пришла к нам из глубин традиции. Пусть Всевышний дарует нам терпение и мудрость, чтобы лучше понять нашу роль на земле в то время, в которое мы живем.
Главный раввин РООПИ в Беларуси Григорий АБРАМОВИЧ, 24.09.21.
Похожие статьи
Оставить комментарий