В Минске появился первый ресторан кошерной кухни «7:40», названный так в честь популярной еврейской песни. Пока что это единственное место в городе, где правоверный иудей может съесть хумус, приготовленный по законам «кашрута». Правила кошерности соблюдаются настолько строго, что в ресторан нельзя проносить ни свинину, ни молочные продукты.
Идея
«7:40» — это заведение, где строго соблюдаются законы кошерности. В соответствии со сводом правил выбираются и продукты, и напитки и даже посуда. Например, здесь невозможно увидеть разделочные доски из дерева, так как в маленькие насечки от ножа могут попасть частицы мяса, которые ни в коем случае не должны смешиваться, допустим, с рыбой. Также сотрудники и посетители не могут вносить в помещение свинину, молоко и производные от этих продуктов. Если маленькая бутылочка питьевого йогурта коснется столешницы, заведение придется закрыть и провести обряд очищения всей обстановки.
На стене в ресторане висит удостоверение кошерности — кашрута — присвоенное раввином из Израиля. Только после того, как «7:40» получил этот документ, к дверному косяку ресторана торжественно прикрепили мезузу — свиток с цитатами из Торы. В честь этого события владельцы ресторана созвали всех жителей Минска, кто имеет какое-либо отношение к еврейской культуре.
У учредителя ресторана, израильского бизнесмена Авраама Саси поистине грандиозные планы: в будущем в Беларуси возможно открытие других еврейских заведений и даже гостиниц.
— Сейчас к нам едет много туристов из Израиля, людей, которые ищут и интересуются еврейской кухней. Мы уже обсуждали этот момент с туристическими агентствами. Кошерная кухня — новое направление для столицы. Да, ранее были попытки открывать такие заведения, но они не прожили по какой-то причине достаточно долгое время, — говорит управляющая заведением Екатерина Дроздовская. — Мы связаны дружескими отношениями с компанией «Барби Фуд» под брендом «Таки-да», которая производит в том числе фалафель — люди распробовали этот продукт, и с каждым днем все больше понимают и оценивают еврейскую кухню. В любом случае, появление нового — это интересно и вкусно. Теперь мы будем рассказывать людям, что такое еврейская кухня и что такое кошерность. Что это не страшно, а наоборот, чисто и правильно.
Первыми двери в заведение открывает специальный человек, следящий за «кашрутом» — машгиах из еврейской общины. Больше никто не вправе этого делать. Этот же человек следит за всеми продуктами, поступающими на кухню: машгиах сидит рядом с поварами и осматривает каждую рисинку под светом лампы.
Среди официантов в основном мужчины, так как в ортодоксальном иудаизме молодой мужчина не должен дотрагиваться до чужой женщины. Даже шеф-повар является носителем еврейских традиций — он прожил 15 лет в Израиле, отслужил там в армии и обучился мастерству готовки хумуса и фалафеля.
— Да, правила соблюдаются очень строго, — признается Екатерина Дроздовская. — Благо, что есть носители культуры, которые могут что-то подсказать, показать и обучить персонал кашруту. Можно сказать, что это семейный ресторан домашней еврейской кухни. Но мы никому не закрываем вход, сюда могут приходить все. Ведь в первую очередь это про вкусную домашнюю еду.
Расположение ресторана было выбрано неслучайно. Так, именно на этом месте в годы войны стояло здание Юденрата или еврейского совета, созданного немцами для того, чтобы упорядочить жизнь в гетто. Кроме того, локация оправдана в экономическом плане. Пока что здесь все перекрыто из-за строительства пересадочной станции метро, однако в марте-апреле заборы обещают убрать, и улица будет открыта для движения.
До конца года ресторан работает в тестовом режиме: с полудня до девяти вечера во все дни, кроме субботы. Также в пятницу заведение будет открыто только до часу дня — шаббат.
Дизайн ресторана выдержан в спокойном, можно даже сказать, домашнем стиле. По одну сторону стоят столики с мягкими диванами — для больших компаний. Пришедшие по три-четыре человека могут разместиться на стульях у окон.
В конце зала находится открытая кухня. Таким образом, посетитель может своими глазами увидеть процесс готовки и побеседовать с поварами. Единственное неудобство, что из-за отсутствия дверей запах готовящегося хлеба распространяется по всему помещению.
На первый взгляд интерьер ничем не отличается от множества других баров и кафе в Минске. Но затем замечаешь, что прямо в зале расположен умывальник, где правоверный иудей может вымыть руки согласно заветам: налить из крана в глиняный кувшин воды и только затем приступить к омовению.
Кухня
В ресторане не подают молочные продукты, только мясо и рыбу. Шеф-повар Михаил подробно объясняет тонкости кошерной кухни:
— Почему нет молочного? В религиозной системе после того, как поел мяса, нужно подождать шесть часов, чтобы съесть молочный продукт — якобы для очистки организма от мясных продуктов. А если мы наоборот, поели молоко, и захотели через полчаса поесть мяса, то это можно сделать даже сразу, но предварительно полоснув рот. Также мы не можем подать в одной тарелке и мясо, и рыбу: сначала подаем рыбу, потом меняем тарелку и все приборы, и только тогда подаем мясо. Здесь свои нюансы. По-честному, это реально хорошо для организма. Рыба легко усваивается, а мясо — тяжелый продукт, которому нужно как раз это время, чтобы усвоиться. Молочная, кисломолочная продукция производит процесс выделения в желудке кислоты, а это не совсем хорошо. Поэтому лучше съесть молоко сразу. Но по религиозной ветке мы выжидаем полчаса, потому что молочное быстро усваивается.
В «7:40» гостям могут предложить только соевое или кокосовое молоко. Также блюда здесь подают с нейтральными продуктами — так называемым «парве», чаще всего овощами.
Михаил способен долго рассказывать о еврейской кухне — как много блюд можно сделать из обычного нута («Для еврея нут, как для белоруса картошка!»), как хорош фалафель и форшмак. Правда, пока меню состоит лишь из нескольких позиций: холодных закусок и салатов, супов, мясных и рыбных блюд, гарниров, десертов и безалкогольных напитков собственного производства. Дело в том, что алкоголь тоже должен подчиняться определенным правилам, например, быть из определенного сорта винограда, собранного в определенное время года. Но сотрудники ресторана планируют предложить тот же виски уже к концу этой недели.
— Это пока «стартовое меню», чтобы люди вообще понимали, что такое еврейская кухня и что такое хумус, — говорит Михаил. — Но я не хочу, чтобы человеку приносили энциклопедию, где, пока долистаешь до конца, забудешь, что было в начале. Тем более это невыгодно экономически: хранить большое количество продуктов, чтобы приготовить маленький кусочек рыбы.
Помимо написанного в меню, посетителям также будут приносить комплименты от заведения — 5–6 пиал объемом в 50 граммов с закусками. Если гостю понравится вкус, он может заказать это же блюдо, но в большем объеме.
Цены в заведении немного выше среднего, так как отдельные продукты приходится привозить из Израиля. Однако работники «7:40» уверяют, что постараются снизить сумму в чеке.
Перспективы и планы
Вскоре рядом с «7:40» откроется некошерная кофейня, отделенная от ресторана стеклянной дверью: здесь можно будет выпить не только американо или эспрессо, но и запрещенный по кашруту латте. Также Екатерина Дроздовская пообещала в будущем внедрить в заведении позицию take away, чтобы посетители могли заказать еду на вынос перед шаббатом.
Тамара КОЛАС, фото Евгения ЕРЧАКА (the-village.me), «Мы здесь»