
С Михаилом Сегалом мы знакомы со съемок его первого полнометражного фильма «Франц+Полина». Он был режиссером, а я работал со сценарием. Точнее, вместе работали, сокращая и дописывая историю, придуманную Алесем Адамовичем. Теперь Михаил Сегал — режиссер известный, снявший уже четыре фильма. Три по собственным сценариям. Когда приезжает в Минск — встречаемся. Ходим по городу, пьем кофе, фотографируем друг друга, говорим про кино, литературу, а чаще про все сразу, перескакивая с темы на тему. Обычно наше общение ироничное и шутливое. Михаил Сегал не только очень крутой кинорежиссер, но и замечательный писатель — автор двух книг прозы. А еще он сочиняет песни и музыку, снимает клипы. И все, за что берется, получается у него талантливо.
— Михаил, что для тебя Минск, Беларусь, кинофестиваль «Лістапад»?
— В Беларуси я совсем другой. Я начинаю это чувствовать с первой минуты, как только прилетаю сюда. Может, это свойство ландшафта, может, людей, но здесь я чувствую себя гармоничнее, спокойнее, умнее. Для меня Беларусь — это какой-то Тибет. Но если в Тибете эта гармония приходит к человеку за счет магии вершин, здесь — за счет магии плоскости.
— Как тебе работалось в Беларуси над фильмом «Франц+Полина»? Не хочешь снять здесь новую картину?
— Работалось тяжело и прекрасно. Ну и надо сказать, что половина фильма «Рассказы» тоже здесь снята. А еще я снял в Минске клипы «Касте» — «Вокруг Шум», «Радиосигналы» и «Пусть пригодится». С удовольствием сниму что-то еще.
— Твой новый фильм «Слоны могут играть в футбол» опять о любви?
— Как никакой другой.
— Новая книга «Почерк» тоже превратится в кино, как и «Рассказы»?
— «Почерк» — сборник лучших рассказов. Там есть как публиковавшиеся ранее, в том числе вошедшие в фильм «Рассказы», так и совсем новые. Что-то оттуда вряд ли уже превратится в кино. Но иногда просто почитать книгу тоже хорошо.
— Не хочется написать большой роман?
— Мне хочется писать так, чтобы это было сильно, честно и трогало людей. А размер произведения мне неважен. Если придет идея, тянущая по объему на роман, — напишу. На повесть — напишу повесть. На одну страницу — будет страница.
— Кому из современных режиссеров ты доверил бы экранизацию своих произведений?
— Несмотря на то, что сценарии я пишу только для себя, если кто-то захочет экранизировать ту мою прозу, которую я сам снимать не собираюсь, я подумаю.
Это будет очень увлекательно: увидеть один раз свою историю, сделанную почему-то чужими руками. Для меня это непривычно. А кому доверил бы? Не думал об этом. Если кто-то захочет — посмотрю ему в глаза и подумаю.
— На твой взгляд, кинофестивали — соревнование или художественная выставка?
— Если тебе дали приз, то это было соревнование, а не дали — тогда выставка.
— Российское кино сегодня преимущественно авторское или продюсерское?
— Продюсерское.
— Почему ты назвал свой последний фильм так по-восточному «Слоны могут играть в футбол»?
— Я бы поспорил. Слоны — да, это что-то восточное. Но футбол — вещь английская, чистый Запад. Остается то, что между ними. «Могут» — достаточно западная категория. «Играть» — скорее восточная. Остается «В». Я в сомнениях…
— Знаю, ты внимательно следишь за кинопремьерами. Что-то тебя поразило, удивило, насторожило?
— Не насторожило и не поразило, по крайней мере, сильно. Есть плохие фильмы, есть на твердую четверку. Шедевров за последнее время не видел. А удивляет в течение нашего интервью одно: почему вы все время говорите мне «ты»?
— Михаил, когда тебе дадут «Оскара» за лучшую режиссуру, обещаю перейти на «вы».
Владимир СТЕПАН, «СБ-Беларусь сегодня» (sb.by)