
В Минске на 90-м году жизни умер художник, реставратор, музыкант, кантор, театральный актер и первый директор минского музея «Літаратурна-мастацкая гасцёўня імя В. Галубка» Анатолий Наливаев. Об этом TUT.BY сообщила внучка Анатолия Александровича Ануш Арутюнян.
— Это случилось вчера. Дедушка болел, у него был подтвержденный коронавирус, но что стало причиной смерти, врачи не уточняют, — прокомментировала внучка художника.
Вспомним об этом талантливом человеке.
В биографии Анатолия Наливаева много удивительного и парадоксального. Он был строителем, осветителем в театре, работал в монументальном цехе художественного комбината и параллельно увлекался рисованием и музыкой, учился в институте марксизма-ленинизма, стал кантором (певец в синагоге. — Прим. TUT.BY) и играл в театре.
Себя Анатолий Наливаев называл «независимый малявальшчык». Диплома художника у него не было, творческих вузов не оканчивал. Но прошел «свои университеты». Рисованию учился в художественной студии Сергея Каткова, где занимались многие известные сегодня живописцы и графики. Кстати, он и подсказал зарисовать послевоенный Минск. Теперь это память города.
Наливаев запечатлел многие старые здания в центре столицы, которые были разрушены уже после войны во время перепланировки исторической части города. Впрочем, те акварели 1940-х не сохранились. Но автор перенес изображения на ДВП, пометив даты их создания.
Родился Наливаев в Рогачеве. Отца, уроженца деревни Рыжковичи Шкловского района, с началом войны в 1941 году забрали на фронт (мать отца — Арончик Елена Аврамовна). Десятилетний Анатолий с матерью-еврейкой бежали из Минска и по пути остановились в Рыжковичах. О том, что мать Анатолия — еврейка, донесли в полицию, и их — мать и троих детей — загнали в гетто.
Отец погиб. Анатолий был старшим сыном в семье, и работать пришлось уже с 16 лет.
До армии год проработал в Оперном театре осветителем. Тогда же чуть не стал солистом: оказалось, что у него редкий драматический тенор. Советовали поступать в консерваторию. Но Наливаев парировал: «Я же только 6 классов школы окончил. Какая тут консерватория… Да и привык работать».
Особая страница в биографии Наливаева — канторская музыка.
В 1950-е годы, после службы в армии, мать устроила Анатолия, который уже неплохо рисовал, работать в малярную бригаду. В этой бригаде работал известный виленский кантор Кремер, который также познакомил Анатолия с известным композитором Генрихом Вагнером, окончившим европейскую канторскую академию. Кремер и Вагнер стали первыми учителями Наливаева по канторскому пению.
В 1963 году Наливаев начал учиться в Праге, где окончил Высшие курсы по реставрации, получив высшее художественное образование. Во время этой учебы параллельно учился пению у Михаила Забейды-Сумицкого — солиста оперного театра Ла Скала, профессора Пражской консерватории.
Наливаеву не удалось стать кантором в синагоге, но в течение двенадцати лет, в 1990-е годы, он исполнял роль кантора в еврейском спектакле «Перпетуум мобиле, или Вечер еврейского анекдота», поставленном в Белорусском академическом русском театре в Минске режиссером Борисом Луценко. С этим спектаклем Наливаев дважды выезжал на гастроли в Санкт-Петербург и в Москву.
С 1975 года до выхода на пенсию Анатолий Александрович работал исполнителем в монументальном цехе минского художественно-производственного комбината. Благодаря высокой квалификации получал личные заказы на создание интерьеров для музеев Янки Купалы, Якуба Коласа, Максима Богдановича, Государственного музея, кинозала «Минск».
Наливаев реставрировал многие памятники культуры — костел XVI века в селе Геранёны Гродненской области, церковь XVI века в Заславле под Минском.
Елена БЫЧКОВА, tut.by, 8.01.21.