Три дня — 21, 22, 23 октября 1943 года стали последними в жизни Минского гетто и его узников. После этого фактически «еврейский вопрос» на оккупированной нацистами территории Беларуси «был закрыт».
А до того зачистка прокатилась и по другим местам принудительного содержания еврейского населения: не таким крупным, как Минское гетто, но от того не менее страшным и гибельным. Среди них — Красненское гетто. Несколько дней назад по инициативе Красненской средней школы Молодечненского района и Исторической мастерской имени Леонида Левина ММОЦ им.Йоханнеса Рау собрались вместе педагоги, историки, представители общественных организаций и, конечно, — местной власти и Молодечненской районной администрации, чтобы обсудить возможности и перспективы начатого учениками и учителями Красненской школы проекта по сохранению памяти жертв Холокоста. Встреча проходила под девизом: «Историческая память — путь к построению миролюбивого устойчиво развивающегося сообщества». Через полгода исполняется 75 лет с момента трагедии в Красном. Как лучше организовать связанные с этой датой памятные мероприятия? Тем более они поддержаны оргкомитетом Недель устойчивого развития–2017, организованных в Беларуси при содействии Программы поддержки Беларуси Федерального правительства Германии в партнерстве с государственными структурами, международными и общественными организациями. Вообще сделать как лучше — общее стремление и желание. Сегодня в Беларуси много где уже стоят мемориальные знаки в память жертв Холокоста. Тем не менее, предстоит еще немало работы, делится своей озабоченностью Григорий Абрамович, главный раввин Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Беларуси. Общественная и образовательная инициатива в Красном — пример для других, считает он.
Для узников Красненского гетто все закончилось весной 43–го. Все — значит жизнь. В еврейский праздник Пурим более двух тысяч человек гитлеровские нацисты жестоко и безжалостно убили (можно вспомнить, что первый страшный погром в Минском гетто устроили тоже в праздничный день — 7 ноября 1941 года). Тела несчастных людей — много стариков, детей — сожгли в большом сарае рядом с рекой Ушой. Говорили, что вода в речке несколько дней была красной от крови. Сегодня в Красном место, где умирали жертвы гетто, отмечено темным гранитным памятником. Его установил Семен Грингауз — бывший красненский житель, тогда чудом спасшийся вместе с матерью из кровавого нацистского захвата. Ранее здесь стоял другой скромный монумент с трогательной надписью в память о соседях, принявших смерть от рук жестоких негодяев, — самотужный, если будет позволительно так сказать, но возведенный от души еще в 1953 году местным крестьянином по собственной инициативе и собственными силами. И не важно, из чего изготовлены эти мемориальные знаки, большие они или маленькие. Важно, что появились по велению сердца, в результате испытанной огромной душевной боли. Боли, порожденной в одном случае безмерным страданием, в другом — столь же глубоким и острым состраданием. Что тоже очень яркий и показательный момент.
«Чтобы понять историю, ее надо прочувствовать», — кредо директора Красненской школы Клавдии Маньковской. Человеческим соучастием, уважением к своему прошлому продиктована нынешняя инициатива школьников и педагогов — сохранение и увековечение памяти о нацистских жертвах Холокоста из Красненского гетто. Более пятисот лет Красному, и никогда здесь не происходило национальных, этнических погромов. Да что там погромов! Серьезных конфликтов и тех не случалось. Неудивительно, что именно благодаря соседям удалось спастись юному Семену Грингаузу в 1943–м. А после освобождения, когда парень вернулся в деревню из партизанского отряда, его с матерью опять поддержали односельчане. Семен окончил Красненскую школу с золотой медалью, поступил в университет, стал дипломированным инженером и педагогом. Теперь в его семье есть врачи, юристы… А все потому, что в далеком 43–м на нелегком житейском пути Семена Грингауза встретились добрые люди из Красного. Недаром и название у деревни такое говорящее: «красный» — красивый, добрый.
«Война — это не только трагедия местных евреев, но и момент истины для всего местного населения, — справедливо заметила учитель истории из Красного Алла Шидловская. — Не важно, кто мы по вероисповеданию, мы — люди!» Как подтверждение во время встречи прозвучали записанные на видео воспоминания местной жительницы Анны Болотник о том, как дружно жили бок о бок красненцы до войны, о взаимоотношениях с местными евреями. «Мы просто как братья были…» — сказала Анна Федоровна.
Казалось бы, любое прошлое неизбежно порастает быльем. Да, порастет, если по историческим тропинкам, дорожкам и большакам никто не ходит. Но достаточно нескольких энтузиастов, чтобы движение оживилось и все вокруг ожило. Двадцать лет собирал материалы и писал книгу о родном Красном историк Сергей Старикевич. В 2012 году вышли его «Красненскiя таямнiцы». Исследование позволило пролить свет на некоторые из них. В том числе на трагедию Красненского гетто. Автору удалось не только привлечь внимание к тем событиям, но и восстановить имена многих жертв нацизма. Однако немало чего до сих пор остается в тени. Но к весне будущего года Сергей Викторович надеется на выход своей второй книги о Красном — так что надо ждать новых открытий. У исторической памяти народа нет конечной станции.
Галина УЛИТЕНОК, «СБ-Беларусь сегодня»