Талантливая израильская художница Натали Вейцман прожила всего 37 лет. Из них 28 — на земле предков, где она состоялась как профессионал. Ей бы жить да жить, но, увы…
Ошеломляющую, трагическую новость принес телефонный звонок от Менделя Вейцмана. Услышав его голос, я тут же спросил — что-то случилось с Зиси? Я уже знал, что один из братьев Вейцманов, с которыми лично меня и нашу редакцию связывает многолетнее сотрудничество, находится в очень тяжелом состоянии.
— Зиси без изменений, очень плох, — ответил Мендель. — А вот Наташа… Она ушла.
От Зиси я знал, что Натали борется с тяжелой болезнью, но последний наш разговор был обнадеживающим: оба мы верили, что она победит. К сожалению, смерть осталась непобедимой.
Наташа продолжала творить, и чем сильнее одолевал ее недуг, тем оптимистичнее и светлее выглядели ее картины. Наблюдая за ее творчеством, я радовался многообразию тем и жанров, в которых Натали работала, при этом сохраняя неповторимость стиля.
Любовь к живописи у девочки была предопределена генетически. Ее отец Арон — тоже художник, работавший учителем рисования, именно он и преподал ей первые уроки.
В рассказе «Злая рыба» он пишет о своей дочери, как она, наблюдая за работой отца над рисунком, сказала, что изображенная рыба получилась нехорошей.
— Почему, Наташенька? — спросил отец.
— Потому что у нее глаза злые!
Когда Наташа уснула, Арон пригляделся к рыбе — и понял, что у нее глаза получились как у человека, сверлящего тебя недобрым взглядом. И спустя много лет Вейцман-старший не может забыть эту историю, свидетельствующую об особенной наблюдательности его дочери.
Сама Натали избегала в своих работах чего-либо, ассоциировавшегося со злом. Ее персонажи были романтичные, смешные, печальные, но никогда — не злые.
Наташа вполне соответствовала своим героям. Ее глаза были полны доброты и грусти, но никогда не излучали что-либо инфернальное.
* * *
У разных народов есть поверье, что люди, покидая этот мир, становятся звездами.
Но издалека звезды кажутся холодными.
И если стала Натали звездочкой, то я уверен, что даже на расстоянии в миллиарды световых лет она излучает тепло.
* * *
В биографии, опубликованном на персональном сайте Наташи говорится:
«Натали Вейцман-Беленькая родилась в Гомеле, Беларусь.
В 9 лет репатриировалась в Израиль.
Окончила среднюю школу с художественным уклоном.
Училась в колледже «Шенкар» в Рамат-Гане по специальности «дизайн интерьера и текстиля».
В 2000 году была принята в Союз художников Израиля.
Участвовала в 17 выставках в Иерусалиме, Тель-Авиве, Ашкелоне и Беэр-Шеве.
В 2011 году состоялась первая персональная выставка под названием «Город над небесами».
Работала дизайнером в архитектурном бюро в Беэр-Шеве, преподавала дизайн в технологическом колледже и в колледже «Этгар» в столице Негева, работала дизайнером текстиля в компании «Offis textile» в Азуре.
Натали — автор и исполнитель ряда проектов по оформлению частных и общественных помещений, работала в компании, которая занимается дизайном интерьеров синагог по всему миру «Artist studio-Avraham Fried» в Кирьят-Гате.
Работы находятся в частных коллекциях в Америке, Израиле, Австралии».
* * *
Доктор искусствознания, профессор Григорий Островский о творчестве Натали Вейцман написал так:
«Почему человек становится художником не только, и, быть может, не столько по роду занятий, сколько по призванию, складу мыслей и чувствований, мировидению, образу жизни, отношению к людям, искусству — вечная загадка, и нет необходимости непременно искать ее решение. Если у искусства отобрать право на непостижимое, оно перестанет быть чудом. Но почему человек становится именно таким, а не иным художником, объяснить, пожалуй, можно, пусть и не исчерпывающе, но, как говорится, в первом приближении к судьбоносному стечению обстоятельств.
Прежде всего – наличие таланта, о котором еще Шолом-Алейхем говорил, что это как деньги – или они есть, или их нет вовсе. Наташе, дочери художника Арона Вейцмана, талант был дан изначально, а на редкостное трудолюбие и большую любовь к художествам органически наложилось творческое воображение, взращённое в атмосфере свободного волеизъявления. Формирование индивидуальности начиналось в семье, с уроков отца, на скрещении русских, белорусских, молдавских и, разумеется, еврейских слагаемых, составивших целостность личностного и национального самосознания Натали Вейцман как художника и притом художника еврейского. Далее дорога пролегла в Израиль, где семья Вейцман поселилась в 1989 году, через гимназию с серьезным изучением изобразительного искусства, заканчивая которую, Натали представила серию работ «Уличные музыканты», навеянных образами новых репатриантов-музыкантов, играющих на улицах Израиля. Скрещения дорог обозначены вехами, одна из которых стала учёба в Высшей школе дизайна «Шенкар»…
Интрига в еврейских сюжетах Н. Вейцман заключается не только в них самих, но и в свежести и непосредственности эмоциональной тональности, которой окрашены эти картины, в той непреложной убедительности и жизненной укоренённости, которые, казалось бы, трудно ожидать от молодой художницы, для которой мир местечкового еврейства – «преданья старины глубокой». А вот для Натали Вейцман этот мир очень живой, существующий в реальном времени и пространстве, претворяемый на холстах в картинное время и пространство ее произведений. Другой путь ведет в мир иносказаний и пластических метафор, гипербол и аллегорий; художница смело использует приёмы гротеска и деформации, усиливая их звучание пространственной и цветовой дисгармонией. И при этом не утрачивается главное: улыбка не переходит в насмешку, ирония в сарказм, а благорасположенность художницы к своим героям остается постоянной константой этого мира.
Творчество Натали Вейцман – явление, можно сказать, знаковое для современного этапа израильского искусства. Сквозь напластования индивидуального видения явственно выступает яркая национальная характерность уже не галутной, но израильской художницы, взращенной веком двадцатым и устремлённой в век двадцать первый».
* * *
Мне доставляло удовольствие общение с Наташей. Увы, оно было нечастым и в основном касалось литературного творчества ее отца. Я удивлялся, насколько грамотным был русский язык Натали — все-таки приехала в Израиль ребенком, училась в израильской школе, по работе, как понимаю, в основном общалась на иврите. И только сейчас я узнал, что она еще и писала стихи, которые вполне можно считать дополнением к ее картинам. Почитаем их вместе:
Я смотрю на мир оттуда
Между мной и тобой нить
Женщина
Я
одену
все мысли на бусы
И вопросом тебе загадаю
Как тебя мне
в себе
удержать
отпуская
Подскажи как хранить
Твоих рук прикасанья
Что и ты не забыл обо мне
Как узнать
* * *
Как
Запомнил песок
Лёгкость наших шагов
Как вода держит вкус твоих губ
Как увидел огонь своё отраженье
В той мольбе что текла по твоей вниз щеке
Запах шеи твоей на платочке надолго остался
Так запомнила юбка цвет черники в себе
Так хранит вот та Книга молчанье
И касанья души сберёг холст
Ветер уносит вопросы твои
Дерево помнит года
А бумага
комканья
Уходи
Не волнуйся
Я уже знаю сама
Не смотри ты назад
Попрошу я индиго
Чтобы мне о тебе рассказало
Кисть возьму взмахну ей раз восемь
Оставляю тебя белым цветом в холсте
Да уйдёшь ты проснувшись
Я в ладошку поймаю луч солнца
и тогда я пойму что ты
Снова и снова
Возвратишься
Ко мне
А пока
Обними нас покрепче
мы взлетая помчимся
за птицей
Той
Конечно же
синей
что уносит
нас
ввысь
* * *
Я увидела
Яблоко
Еву в саду
Слышу ветер в окне зазывает
И пошла я
Посмотреть захотела
На ветер
Куда он подует
Ветер добрый кружился и мчался
Успевала едва я едва
Но утих потом
Ветер безумья
Теперь
Я другая
Весьма
* * *
Не буду скромничать
Ну что же
Я многое уже познала
В жизни
Как дует ветер
Как летит сова
Я видела рассветы и затменья
Тот листик что летел наверх
И озеро в пустыне
Гранат без внутренней начинки
То дерево что финики рожает
Как падает звезда
И как взлетает
И даже
Как скромна
Я
Стану
* * *
Я
Когда то
Писала картины
А теперь посылаю холсты
Тем кто ещё верит в чудо
Пусть рисуют
Свои
* * *
Прекрати меня читать
Положи в сторону
Обними его хоть раз
Ему же холодно
Я тут полежу
Подожду
Мне не срочно
Книга я
Я всё приму
Только не плачь
так горько
* * *
Иллюзионист мой муж
Мне как то говорит
Вот если бы…
Хм фантазёр
Я мог
Тебе бы подарил
Весь мир
И луну вдобавок
Он фокусник
Циркач
Свободная профессия
Он чудак
Не понял меня
Правильно
Я уже нашла весь мир
В его лице
* * *
Когда уходят молодые и талантливые — это несправедливо. И сколько бы мы ни утешали себя тем, что Наташа успела сотворить немало прекрасных работ, горечь потери не пройдет никогда.
Тем не менее, тем, кто знал ее и любил, остается только утешать себя тем, что она оставила прекрасный след на земле.
И хранить светлую память о художнице, создававшей сказку в нашем жестоком мире.
Владимир ПЛЕТИНСКИЙ, isrageo.com
Фотографии предоставлены родителями Натали — Раей и Ароном Вейцманами