Сергей Гамов, заслуженный артист России, после окончания Свердловского училища со смелостью и даже некоторой дерзостью решил, что кто-то из великих актеров должен «благословить» его на сцену. Так он впервые вошел в дом Фаины Раневской, актрисы, которую он называет «грандиозным явлением, которое стало легендой не только отечественного театра и кино, но целой эпохи». Многие из его воспоминаний сегодня включены в сюжет спектакля «Раневская. Одинокая насмешница», который недавно увидели гродненцы на сцене драмтеатра. Сам Сергей Гамов играет там небольшую эпизодическую роль кассира.
– Как вы познакомились с Фаиной Георгиевной?
– Так случилось, когда я окончил Свердловское театральное училище, почему-то решил, что меня кто-то должен из великих «благословить» на сцену. Внутри себя устроил некий кастинг, кто бы это мог быть. И выбор пал на Фаину Раневскую. Приехав в Москву, я с наглостью, присущей молодому человеку, пришел к ней в дом на Южинский переулок, 12 и попросил «благословения». Когда сказал, что мой учитель Евгений Николаевич Агуров, ее партнер по театральной юность, она меня приняла. И два года с 1982 по 1984 мы дружили, я учился в Москве в ГИТИСе и часто бывал у Фаины Георгиевны.
– Значит, вы ее знаете не только как актрису, но и просто как человека.
– Невозможно поделить Раневскую актрису и человека. Потому что вся ее жизнь была театр. Она сама была театр. Такой, что после ее ухода из жизни, он стал еще глобальнее. Очень много мифов, книг, спектаклей появилось. Сейчас сериал снимается… Я в своей книге «Перешагнув судьбы экватор» посвятил ей отдельную главу: мои встречи с ней, какие-то шутки. Если кому-то интересно, книгу можно найти в интернете.
Фаина Георгиевна была очень душевным, духовным человеком, мудрым. И мне нравится, что люди разных поколений соприкасаются с этим гением. Я получил от нее мощный заряд на всю жизнь.
– Будучи лично с ней знакомы, вы как никто могли обогатить спектакль реальными историями.
– Там есть истории, которые мне лично рассказывала Фаина Георгиевна и какие мы сейчас нигде не прочитаем. Например, когда она играла Зинку (девушку легкого поведения) в «Патетической сонате», у нее было огромное количество поклонниц. Они каждый раз приходили на спектакли с цветами, подарками. Фаина Георгиевна так была тронута этим, что решила устроить прием – прямо в театре. А на следующий день с ней в театре никто не разговаривал. Оказалось, все это были уличные девки. Просто она так играла Зинку, что они на спектаклях рыдали.
– Байки, шутки ее и с ней в главной рули в изобилии гуляют по интернету.
– Приписывают, очень много приписывают Раневской. Ну и ладно. Мне кажется, иногда хотят какую-то пошлость прикрыть брендом Раневской. Хорошо, если хорошая шутка.
Как-то я сам сказал Раневской: «Фаина Георгиевна, про вас ходит много всяких историй». Она: «Расскажите, голубчик. Каких историй?». И я пересказал ей очень знаменитую историю: «Говорят, когда за вами бежали дети и кричали вслед «Муля», вы обернулись и сказали: «Пионеры, идите в ж…».
…И тут повисла пауза, а потом Фаина Георгиевна спросила: «Кто вам рассказал? Нет, дело было не так. Я не могла сказать так грубо. Да, за мной бежали дети, я пряталась от них в подъезде, а потом они мне надоели и я им сказала: «Дети, идите вы к вашей матери».
…Была в ней непредсказуемость.
Помню, сидел я у нее, а она подмигнула мне и кричит домработнице: «Нинка, пошевеливайся! Мальчишка некормленый, его хозяйка бьет, он вчера завтракал…» – тут же начинает фантазировать, играть. Или вот как-то отошел на пару минут, возвращаюсь, а она говорит: «Смотрите, голубчик, я нарисовала рожицы. От этого ушла жена, у этого лопнул банк…» Она была уникальный человек – рисовала, что-то придумывала, играла.
Как-то у Ии Саввиной, с которой я тоже дружил, увидел акварельную работу. Оказывается, это Фаина Георгиевна нарисовала.
– Сколько талантов!
– Она была очень творческим человеком. Почему она всегда говорила: «По сравнению с тем, что мне было дано, я только пропищала в искусстве». Потому что в ней столько было всего пережитого, накопленного, от Бога данного, что она действительно только пропищала.
Мы знаем только 3 – 5 процентов Фаины Георгиевны, а той мощи, которую она могла показать, мы и не увидели. В силу невостребованности. У нее был сложный характер. Режиссеры не любят работать с артистами, которые мудрее их, а Фаина Георгиевна была мудрее многих режиссеров и своих партнеров. Но даже то, что она отдала искусству, театру и кино, даже это востребовано. И сейчас – как воздух. Иногда у меня бывает такая тоска, и я ставлю диск со спектаклем «Дальше – тишина» или какие-то рассказы, которые она записывала на радио.
– У вас есть любимая ее роль?
– «Мечта» Розы Скороход. Фильм Михаила Ромма. Потрясающая драматическая роль. Сама Раневская ею гордилась. По ее словам, если говорить о том, что для нее главное было, – это «Мечта».
Татьяна КУЗНЕЧЕНКОВА, фото Руслана ХИЛИМОНЧИКА, «Гродненская правда» (grodnonews.by)
Похожие статьи
Оставить комментарий