В Минском областном драматическом театре состоялась премьера «Дирижер» по пьесе израильского драматурга Леона Агулянского
Мысли о театральном «коммунизме»
…Зеленый автобус с эмблемой «Минский областной драматический театр» рассекает морозную трассу. Подскочив на очередной колдобине, вдруг подумал: случись что (интернет пестрит рассказами о зимних ДТП) — водитель угробит не просто пассажиров, а самых зубастых, самых принципиальных театральных критиков, с достоинством восседавших на почтительном расстоянии друг от друга в салоне автобуса. И если это произойдет, нашим театрам гарантировано несколько лет безоблачной спокойной жизни — ставь что хочешь, лепи горбатого, валяй Ваньку! Никто не одернет за рукав, не скажет королю прикрыть причинное место. Пока там новые нарастут…
Но мысль о театральном «коммунизме», когда не будет ни чинов, ни авторитетов, мелькнула и испарилась: в точно назначенный час делегацию выгрузили у служебного входа Минского областного драматического театра, который с 1991 года работает в Молодечно. Вечером здесь давали премьеру монодрамы «Дирижер» по пьесе израильского драматурга Леона Агулянского.
Новая метла в виде дирижерской палочки
Работать-то театр работает, однако нельзя сказать, что творческая жизнь молодечненской труппы складывается так уж счастливо. Театральная лодка тут прочно, если не окончательно, разбилась о быт. Казалось бы, близость к столице должна способствовать творческой жизни, но не тут-то было. Директор театра Юрий Кривенький из последних сил выбивается, чтобы ободрить коллектив, вдохнуть в подмостки новую жизнь. Театр, как известно, попал в свою фатальную «вилку судьбы»: он считается Минским областным, поэтому со всеми просьбами советуют обращаться в Минский областной исполнительный комитет, а там говорят, что театр работает в Молодечно — вот пусть и высказывает свои просьбы местным властям. В итоге труппа с хорошим творческим потенциалом оказалась никому не нужной. «Да, этому театру как-то не везло с художественными руководителями», — заметила опытный театральный критик во время чаепития перед премьерой «Дирижера».
И вот идеалист и трудоголик Кривенький нашел нового художественного руководителя — заслуженного деятеля искусств Беларуси режиссера Валерия Анисенко, покинувшего пост художественного руководителя театра имени Якуба Коласа в Витебске. Молодечненскую труппу Анисенко хорошо знает, он выпускал здесь забойные «Афинские вечера» по пьесе Петра Гладилина.
— Связываю большие надежды с этим городом и с этим театром, — узнаю Валерия Даниловича: глаз горит! — У труппы хороший потенциал. Сейчас выпустим моноспектакль «Дирижер», посвященный известному маэстро Михаилу Кацу. Я играю главную и единственную роль. Пьеса Агулянского меня поразила — это то, что я долгое время искал! Она о художнике, не признающем компромиссов, и о творческой среде, обществе, пути становления таланта, цензуре в искусстве и о непонимании между людьми. Честно говоря, после пяти лет работы в витебском театре, где было все — и творчество, и полет, и рутина, я думал, что сосредоточусь на преподавательской деятельности и в театр больше не вернусь. Наступил какой-то период человеческих и творческих разочарований. Но вдруг поступило это предложение, и я подумал: почему нет? Кому, как не мне? Ведь есть что сказать этим молодым и не очень молодым ребятам, есть чем поделиться. После «Дирижера», если звезды сойдутся, выпустим спектакль по книге нашего нобелевского лауреата Светланы Алексиевич «Время секонд хэнд».
— Сейчас в театре в работе три проекта, — поясняет директор Юрий Кривенький. — Кроме проектов Валерия Даниловича, режиссер Денис Нупрейчик готовит спектакль по известной пьесе Родиона Овчинникова «С наступающим!». О кассе ведь тоже надо думать. Хотим вернуть Молодечно былую славу театрального города и возобновить фестиваль «Маладзечанская сакавіца».
Исповедь на заданную тему
Моноспектакль «Дирижер» заявлен как белорусско-израильский проект. Новый худрук театра мечтает привести спектакль в Минск — показать его на сцене Белгосфилармонии в виде эксклюзивного вечера. В первом действии Анисенко отыграет спектакль, а во втором на сцене появятся оркестр и маэстро Михаил Кац (сейчас он живет во Франции). И прозвучит «Кармен-сюита», о которой так страстно и заразительно рассуждает главный герой «Дирижера»…
Режиссером заявлен «спектакль-исповедь». Исповедальные интонации действительно присутствуют. Но больше все-таки азарта, артистического куража. Даже в своих ошибках — творческих и человеческих — герой признается с какой-то бравадой. Исповедь получается, как в стихотворении Андрея Вознесенского:
Я жизнь мою
В исповедальне высказал.
Но на весь мир транслировалась исповедь.
Все признаю…
Конечно, в спектакле не все пока идеально. Заметно, как волнуется режиссер и исполнитель. Моноспектакль — всегда испытание. Даже для опытного мастера актерского ремесла. И, безусловно, ему есть куда расти. Перед нами предстал герой, который на наших глазах начал размышлять о музыке, вспоминать какие-то ностальгические эпизоды. Как и сама пьеса, монолог получился неровным, иногда с зашкаливающей эмоциональностью. Первый спектакль нового худрука будут рассматривать очень пристально, под гигантской лупой. Он станет своеобразной творческой точкой отсчета. Значит, все должно быть безупречно!
На мой взгляд, совершенно не нужна в спектакле финальная песня Аркадия Хаславского «Дирижер», которая несколько снижает впечатление от рассказанной истории. От технических служб театра во время показа ждешь большей собранности. Да и сама пьеса Агулянского, счастливо избегающая специфической музыкальной терминологии, несмотря на ее пафос и замах, не открывает каких-то новых истин. Зритель вполне может задать вопрос: почему, собственно, он должен восхищаться неким Кацем, счастливо приземлившимся с советской волной эмиграции во Франции в 1981 году? Что такого особенного в его судьбе? Почему мы должны уверовать в его гениальность? Принять ее как данность? Сплошь и рядом в истории белорусского классического музыкального искусства встречаешь трагические судьбы нереализованных музыкантов, пропавших в безвестности, канувших в небытие, не обласканных антрепренерами и публикой. Напишите и расскажите о них! Да и присутствовавший на премьере знаменитый Григорий Сороко, директор Молодечненского музыкального колледжа имени М.К.Огиньского, главный дирижер местного симфонического оркестра, с которым он объехал пол-Европы, — чем не герой для спектакля? Где бродит драматург, который расскажет о том, какими усилиями провинциальный оркестр пробивается к европейским подмосткам? Вот бы о чем написать.
Кстати, 30 марта маэстро Сороко выступит с симфоническим оркестром колледжа в Большом зале Белгосфилармонии, где состоится концерт «Мосты дружбы: Беларусь — Россия».
СПРАВКА «НГ»
Об авторе пьесы
Леон Агулянский — писатель-драматург. Родился в Ленинграде. В 1988 году эмигрировал в Израиль, где работает врачом в собственной клинике. Живет на две страны — помимо Земли обетованной, еще и в США. Член Союза писателей России и Израиля, член гильдии драматургов Америки. В своих работах исследует конфликт человека с самим собой. Спектакли по его пьесам поставлены в пяти странах. «Дирижер» — третья работа режиссера Валерия Анисенко по пьесам Агулянского: до этого он выпускал спектакли «Што баліць?» и «Глыток чужога віскі» в Минске и Витебске.
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ, «Народная газета» (sb.by)